Научно-исследовательская работа. Лаборатории факультета педагогики

На факультете педагогики активно ведутся научные исследования по различным направлениям. Основные направления научно-исследовательской деятельности кафедр:

- глобальное (кросс-культурное, международное) и поликультурное образование;

- формирование глобальной компетенции у будущего и работающего учителя;

- подготовка учителя к работе в поликультурном социуме;

- народная педагогика, этнопедагогика, этнопсихология;

- дидактическое тестирование в начальной школе;

- профессиональная подготовка будущего учителя начальных классов к работе с детьми, имеющими речевые нарушения;

- экологическое образование и воспитание младших школьников;

- проблемы социализации личности младшего школьника в процессе обучения и воспитания;

- развитие эмоционально-эстетической культуры будущего учителя;

- этнохудожественное образование средствами изобразительного искусства;

- эстетическое воспитание средствами декоративно-прикладного искусства Башкортостана

- реализация интегрированного  подхода в  процессе подготовки будущего учителя начальных классов;

- совершенствование естественно-математической направленности дисциплин, изучаемых на кафедре;

-образование учащейся молодежи в сфере физической культуры;

-медико-биологические проблемы физического воспитания;

-профилактика девиантного поведения средствами физической культуры и особенности методики спортивной подготовки по видам спорта.

Факультет поддерживает научные связи с родственными факультетами вузов гг. Уфы, Челябинска, Оренбурга, Казани, Москвы, Санкт-Петербурга и создает научные школы.

Научная школа профессора Синагатуллина И.М.

         Общая тема научно-исследовательской деятельности коллектива школы - «Организация образования в поликультурном социуме». За время существования научной школы членами школы опубликовано 16 монографий ( из них 4 – в США) и свыше 200 статей, из которых 24 – в зарубежных журналах. 11 членов научной школы  защитили  диссертации  на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.

Доктор педагогических наук, профессор Ильгиз Миргалимович Синагатуллин.

         Коллектив   школы сотрудничает и поддерживает научные и педагогические связи с  Казанским федеральным университетом,  Вятским госуниверситетом, Удмуртским госуниверситетом, Башкирским педагогическим университетом им М. Акмуллы,  Оренбургским педагогическим университетом. Коллектив поддерживает научные связи с рядом высших учебных заведений   Соединенных Штатов,  Германии, Бельгии, Португалии, Бельгии, Дании, Греции, Турции.    Профессор  И.М. Синагатуллин  был лауреатом 6-ти международных грантов и выступал с лекциями и докладами в ряде университетов  США, Голландии, Германии.  В 2010 году он был лауреатом гранта Фулбрайта и в течение 6-ти месяцев стажировался на кафедре поликультурного и международного образования в Университете Сан Франциско.   По результатам стажировки  была опубликована     книга на английском языке "Пятнадцать проблем в образовании и как их разрешить".           В 2012 году И.М Синагатуллин  выезжал на три месяца по гранту DAAD (Германская служба обменов) в Педагогический университет г. Карлсруэ (Германия). В университете он выступал с лекциями перед студентами по вопросам поликультурного и глобального образования.   В 2017 году И.М. Синагатуллин принял участие в международной конференции в г Порто (Португалия). В 2018 году профессор И.М Синагатуллин принял участие и выступил с докладом по теме «Влияние глобализации на вопросы образования» в международной конференции в г. Колдинг (Дания). В 2019 году принял участие в международной конференции в Политехническом университете в г. Кавала (Греция) и выступил с докладом по теме «Выгорание учителя: как разрешить эту проблему?».

И.М. Синагатуллин является индивидуальным членом Европейской ассоциации «Спейс Нетворкс» (Space Networks). 

Лаборатория цифровых образовательных технологий дошкольного и начального образования

Цель лаборатории ЦОТ ДиНО: повышение качества образовательного процесса путем применения современных образовательных технологий: конструирования, робототехники, IT-технологий c детьми дошкольного и младшего школьного возраста, студенческой молодежи Бирского филиала УУНиТ, педагогов образовательных организаций, осуществление научно-исследовательской деятельности с учетом образовательных программ и тематики научных исследований.

Лаборатория ЦОТ ДиНО предназначена для проведения лекционных, практических и лабораторных занятий со студентами специальностей:

- ВО: «Дошкольное образование и ПДО», «Начальное образование и ИЗО», «Дошкольная дефектология», «Логопедия»;

- СПО: «Дошкольное образование», «Коррекционная педагогика в начальном образовании»

по дисциплинам, включающие вопросы формирования цифровых компетенций: «Информационно-коммуникативные технологии», «Дошкольное образование», «Теория и технология дошкольного образования», «Дополнительное образование», «Методика обучения и воспитания младших школьников» и др.

Основные направления деятельности Лаборатории ЦОТ ДиНО:

1. Разработка и реализация методики кружковой работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста по конструированию и робототехники.

2. Организация детской кино-, мультстудии, «Stop-motion» анимации с дошкольниками, школьниками и студентами.

3. Интерактивная детская лаборатория «Наураша в стране Наурандии» по организации экспериментальной деятельности с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Оснащение Лаборатории позволяет организовать:

курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки для педагогов образовательных организаций;

- прохождение учебной и производственной практики студентов факультета педагогики;

- проведение научно-исследовательской работы по проблемам курсовых и выпускных квалификационных работ бакалавров и магистрантов;

- проведение соревнований разного уровня (городского, регионального, всероссийского) и в различном формате (очный, дистанционный) по конструированию и робототехнике.

Лаборатория цифровых образовательных технологий  по дошкольному и специальному (дефектологическому) образованию

Цель лаборатории: повышение качества образовательного процесса путем применения современных интерактивных программ c детьми дошкольного и младшего школьного возраста с особыми возможностями здоровья, осуществление научно-исследовательской деятельности обучающихся с учетом образовательных программ и тематики научных исследований.

Лаборатория предназначена для проведения лекционных, практических и лабораторных занятий по дисциплинам, включающие вопросы формирования цифровых компетенций: «Информационно-коммуникативные технологии», «Дошкольное образование», «Логопедия», «Специальная педагогика и психология», «Методика дополнительного образования» и др.

Основные направления деятельности Лаборатории:

1. Реализация диагностической и коррекционной работы с детьми с особыми возможностями здоровья;

2. Исследовательская работа студентов.

3. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогов в области дошкольного образования, дефектологии и логопедии.

Оснащение Лаборатории позволяет организовать:

курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки для педагогов образовательных организаций; 

- прохождение учебной и производственной практики студентов факультета педагогики; 

- проведение научно-исследовательской работы по проблемам курсовых и выпускных квалификационных работ бакалавров и магистрантов.

Лаборатория Цифровой педагогики: спортивные и физкультурно-оздоровительные технологии

 

Цель лаборатории: повышение качества образовательного процесса путем применения лабораторных исследований c студентами, обучающимися по профилю «Физическая культура» доп. «Тренерская деятельность» осуществление научно-исследовательской деятельности обучающихся с учетом образовательных программ и тематики научных исследований.

Лаборатория предназначена для проведения практических и лабораторных занятий по дисциплинам, включающие вопросы формирования компетенций: 

  1. Владение навыками использования современных информационных технологии для решения задач профессиональной деятельности.
  2. Владение навыками обучения, воспитания и развития с учётом социальных, возрастных, физических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся.
    Умение выявлять социальные, возрастные, физические и индивидуальные особенности обучающихся, особые образовательные потребности обучающихся.
  3. Знание социальных, возрастных, физических и индивидуальных особенностей обучения, воспитания и развития, особые образовательные потребности обучающихся.
  4. Умения оперировать понятиями предметной области физической культуры для достижения личностных и предметных результатов.

 

 Основные направления деятельности Лаборатории:

1. Изучение реакций организма школьников, студентов разного возраста на различные функциональные нагрузки. 

2. Исследовательская работа студентов.

3. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогов в области физической культуры и спорта.

Оснащение Лаборатории позволяет организовать:

 курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки для педагогов образовательных организаций, учреждений спорта; 

- прохождение учебной и производственной практики студентов факультета педагогики; 

- проведение научно-исследовательской работы по проблемам курсовых и выпускных квалификационных работ бакалавров.

Научно-практические конференции

Расширяя научные связи с другими ВУЗами, факультет педагогики проводит совместные конференции. Преподаватели кафедры принимали участие в организации и проведении двух научно- практических конференций:

1. Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция «Образование учащейся молодежи в сфере физической культуры и спорта», г.Бирск.

2. Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы физической культуры и спорта», г.Уфа.

Список научных публикаций преподавателей факультета педагогики:

Список публикаций в журналах реестра ВАК и монографий (2020-2024)

  1. Илиева А.А. Применение методов ЛФК при остеохондрозе Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия гуманитарные науки // Научно-практический журнал. – № 7-2 июль 2020. – С. 50-52.
  2. Кругликова В.С. Вклад доцента, члена союза журналистов РФ и РБ Р.З. Салиева в развитие социальной журналистики, социологии, истории медицины и спорта Башкортостана  Казанская наука. – № 12. – Казань: Изд-во Рашин Сайнс, 2020. – С. 44-47.
  3. Байбурин И.А. Гематологические показатели птицы при нематодной инвазии  и их коррекция пробиотиком ветом и цеолитами на фоне дегельминтизации альбеном Актуальные вопросы сельскохозяйственной биологии. – 4 (18). - п. Майский ФГБОУ ВО Белгородский ГАУ, 2020. – С. 29-34.
  4. Кругликова В.С. Десяткина Л.Ю. Состояние и развитие физической культуры и спорта в республике Башкортостан  Бирск: Бирский филиал Башгу, 2020. – 220 с.
  5. Миннегалиев М.М. Девиантное поведение детей и подростков Саарбрюккен, Германия: LAP LAMBERT AcademicPublishing GmbH, 2020. – 332 с.
  6. Тулкубаева Е.В. Вклад в развитие медицинской и спортивной журналистики первичного отделения БГМУ – УГАТУ союза журналистов Республики Башкортостан (анализ публикаций 20-летней деятельности) Казанская наука. №3 2021г. – Казань: Издательство Рашин Сайнс, 2021. – С. 25-27.
  7. Усманов В.Ф. Кругликова В.С. Тулкубаева Е.В. Пословицы о здоровье и его сохранении, собранные первым председателем Башкирского Правительства (1919г.), филологом, казанским врачом М.А. Кулаевым  Казанская наука. №10 2021г. – Казань: Издательство Рашин Сайнс, 2021. – С. 56-58.
  8. Крылова З.Р. Илиева А.А. Миннегалиев М.М.  Закиров И.М   Вопросы здоровья, физической культуры и спорта в газете «Красная Башкирия» в 1930-е гг. Казанская наука. №12 2021г. – Казань: Издательство Рашин Сайнс, 2021. – С. 36-38.
  9. Илиева А.А.Миннегалиев М.М. Закиров И.М «Вестник Башнаркомздрава» – первый журнал в Башкирской  АССР по здравоохранению и физической культуре  Казанская наука. №12 2021г. – Казань: Издательство Рашин Сайнс, 2021. – С. 39-41.
  10. Филиппов В.Ю. Десяткина Л.Ю. Крылова З.Р. Эффективность взаимодействия в журналистской работе в области медицины и спорта сотрудников трёх образовательных учреждений высшего образования (БГМУ – УГАТУ – Бирский филиал БГУ) Казанская наука. №1 2021г. – Казань: Издательство Рашин Сайнс, 2021. – С. 19-21
  11. .Миннегалиев М.М. Девиантное (отклоняющееся) поведение  Саарбрюккен, Германия: LAP LAMBERT AcademicPublishing GmbH, 2021. – 305 с.
  12. Илиева А.А. Программа реабилитации по адаптивной физкультуре для женщин 45-50 лет с поясничным остеохондрозом I-II степени  Актуальные вопросы образования [Текст]: монография / Под научной редакцией проф. И.М. Синагатуллина. – Бирск: Бирский филиал УУНиТ, 2021. – С. 254-276.
  13. Усманов В.Ф. Вклад журналиста, заслуженного работника печати и массовой информации республики Башкортостан Р.А. Аюпова в развитие пропаганды спорта и здорового образа жизни  Казанская наука. №1 2022г. – Казань: Издательство Рашин Сайнс, 2022. – С. 25-27.
  14. Усманов В.Ф. Значение спортивных газет для развития физической культуры, спорта и медицины Башкортостана на рубеже XX-ХХI веков  Казанская наука. №1 2022г. – Казань: Издательство Рашин Сайнс, 2022. – С. 28-30.
  15. Кругликова В.С. Здоровый стиль жизни в народной медицине башкир в работах журналистов Башкортостана в ХХI веке  Казанская наука. №2 2022г. – Казань: Издательство Рашин Сайнс, 2022. – С. 35-38.
  16. Тулкубаева Е.В. Крылова З.Р. Медицина и спорт в газетах Башкирской АССР в годы Великой отечественной войны  Казанская наука. №2 2022г. – Казань: Издательство Рашин Сайнс, 2022. – С. 38-40.
  17. Филиппов В.Ю. Пропагандисткая, оздоровительная и физкультурная деятельность первых членов союза журналистов СССР из Башкортостана в эвакуационных госпиталях  Казанская наука. №3 2022г. – Казань: Издательство Рашин Сайнс, 2022. – С. 24-26.
  18. Кругликова В.С. Вклад заслуженного деятеля искусства республики Башкортостан О.Г. Вильдановой в развитие истории хореографии (обзор средств массовой информации)  Казанская наука. №6 2022г. – Казань: Издательство Рашин Сайнс, 2022. – С. 33-35.
  19. Илиева А.А. Здоровый образ жизни в творчестве врачей-журналистов – лауреатов литературной премии Аргаяшского района Челябинской области 2022 года  Казанская наука. №10 2022г. – Казань: Издательство Рашин Сайнс, 2022. – С. 53-55.
  20. Миннегалиев М.М. Отклонения в поведении детей и подростков Саарбрюккен, Германия: LAP LAMBERT AcademicPublishing GmbH, 2022. - 332 с.
  21. Закиров И.М.Тулкубаева Е.В.Синагатуллин И.М. Некоторые вопросы состояния сельской школы и подготовки кней будущего учителя Педагогический журнал. –2023. – Т. 13. – № 1А. С. 534-544.
  22. Тулкубаева Е.В. Крылова З.Р. Некоторые вопросы состояния сельской школы и подготовки кней будущего учителя  Казанская наука. – №4. – 2023г. – Казань : Издательство Рашин Сайнс, 2023. – С. 31-33.
  23. Усманов В.Ф.Ульянова И.В. Журнал «Молодежный вестник Башкортостана» – новый этап вработе молодежного правительства республики Башкортостан вразделе культуры, медицины, спорта и музееведения Казанская наука. – №4. – 2023г. – Казань : Издательство Рашин Сайнс, 2023. – С. 34-36.
  24. Филиппов В.Ю. Становление лечебной физической культуры в Башкирской АССР по материалам средств массовой информации  Казанская наука. – №7. – 2023г. – Казань : Издательство Рашин Сайнс, 2023. – С. 158-160.
  25. Ардеев Р.Г. Особенности концентрации ионов калия, натрия и альдостерона в слюне и моче студентов с разным уровнем двигательной активности в течение года  Международный научно-исследовательский журнал. –№ 12 (138), 2023. – С. 1-5.
  26. Кругликова ВС. Илиева А.А. Усманов В.Ф. Особенности концентрации ионов калия, натрия и альдостерона в слюне и моче студентов с разным уровнем двигательной активности в течение года  Казанская наука. – №12. – 2023г. – Казань : Издательство Рашин Сайнс, 2023. – С. 466-468.
  27. Крылова З.Р. Тулкубаева Е.В. Усманов В.Ф. Медицинские и спортивные направления журналистики при организации научного сообщества обучающихся в университетах (временные рабочие группы) Казанская наука. – №12. – 2023г. – Казань : Издательство Рашин Сайнс, 2023. – С. 469-471.
  28. Кругликова В.С. Личностно-ориентированная методика формирования готовности студентов физкультурного профиля к развитию способностей юных спортсменов  Актуальные вопросы образования [Текст]: монография / Под научной редакцией проф. И.М. Синагатуллина. – Бирск: Бирский филиал УУНиТ,2023. – С. 161-193.
  29. Усманов В.Ф. Психологическая компетентность как компонент профессиональной подготовленности тренера-преподавателя Актуальные вопросы образования [Текст]: монография / Под научной редакцией проф. И.М. Синагатуллина. – Бирск: Бирский филиал УУНиТ,2023. – С. 211-232.
  30. Миннегалиев М.М. Целенаправленное использование физической культуры и спорта в профилактике девиантного поведения подростков Актуальные вопросы образования [Текст]: монография / Под научной редакцией проф. И.М. Синагатуллина. – Бирск: Бирский филиал УУНиТ,2023. – С. 194-210.
  31. Тулкубаева Е.В. Специфические особенности и приоритеты в развитии массового физкультурно-спортивного движения Актуальные вопросы образования [Текст]: монография / Под научной редакцией проф. И.М. Синагатуллина. – Бирск: Бирский филиал УУНиТ,2023. – С. 139-160.
  32. Илиева А.А. Программа реабилитации по адаптивной физкультуре для женщин 45-50 лет с поясничным остеохондрозом I-II степени  Актуальные вопросы образования [Текст]: монография / Под научной редакцией проф. И.М. Синагатуллина. – Бирск: Бирский филиал УУНиТ, 2023. – С. 254-276.
  33. Кругликова В.С.Усманов В.Ф. 100 лет на страже Родины, здравоохранения, спорта, счастливого детства и психического здоровья  Казанская наука. – №5. – 2024г. – Казань : Издательство Рашин Сайнс, 2024. – С. 431-433.
  34. Илиева А.А.Закиров И.М. История медицины и спорта Башкортостана на международной выставке «Китап-байрам» 2024 года (СВО, военно-патриотический, детский, санаторный, спортивный и психотерапевтический разделы) Казанская наука. – №5. – 2024г. – Казань : Издательство Рашин Сайнс, 2024. – С. 434-436.
  35. Ардеев Р.Г. К 80-летию профессора Ш.З. Загидуллина – энциклопедиста здравоохранения, спорта, детского и психического здоровья Казанская наука. – №6. – 2024г. – Казань : Издательство Рашин Сайнс, 2024. – С. 291-293.
  36. Кругликова В.С.Крылова З.Р. Вопросы истории психотерапии в литературных трудах первого профессора-психотерапевта Башкирской АССР М.М. Гатауллина (1933-2009 гг.) Казанская наука. – №8. – 2024г. – Казань : Издательство Рашин Сайнс, 2024. – С. 200-202.
  37. Усманов В.Ф.Тулкубаева Е.В. Оздоровительное значение санаториев Башкортостана для членов творческих союзов и детских организаций (к 90-летию санатория «Юматово»)  Казанская наука. – №8. – 2024г. – Казань : Издательство Рашин Сайнс, 2024. – С. 203-205.
  38. Ахмедзянова Г.Ф., Маштакова Л.Ю., Дмитриченко М.С. Особенности формирования звуко-буквенного анализа у младших школьников с нарушением письменной речи// Вестник педагогических наук. 2024. № 1. С. 26-30.
  39. Набиева А.И., Маштакова Л.Ю., Ахмедзянова Г.Ф. Практическое использование экологических игр как средства речевого развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи//Педагогическое образование. 2024. Т. 5. № 2. С. 290-296.
  40. Зиганшин Ф.Н. Компоненты методики формирования у школьников навыков решения геометрических задач.//   Современное педагогическое образование № 11, 2023.- С.172-175.
  41. Шайдуллина Л.Т., Маштакова Л.Ю. Lego-педагогика как новейшее направление в логопедической работе// Педагогическое образование в России – №6. – 2023
  42. Ахмедзянова Г.Ф., Маштакова Л.Ю., Гайнуллина Р.П. Интегрированный подход в ходе организации литературного чтения и изобразительной деятельности в начальной школе// Вестник педагогических наук – 2023. – №1. – С.25-31
  43. Ижбулдина  Л.Ю., Горная  Т.И., Синагатуллин И.М.  Особенности этнокультурного воспитания учащихся начальной школы   // Педагогический журнал. - 2023. - Т. 13.  - № 1А. - С.38-44. - Импакт-фактор   0.218. - К2. 4 п.л/0,15 п.л.
  44. Закиров И. М.,Тулкубаева Е. В., Синагатуллин И.М.  Некоторые вопросы состояния сельской школы и подготовки к ней будущего учителя  // Педагогический журнал. – 2023.  -Том 13. - № 1A. – С.531-541. -Импакт-фактор   0.218. - К2. 
  45. Черникова М.С. Формирование цифровых компетенций дошкольников//Педагогический журнал, т. 13, № 4-1, С. 399-403, - 2023 г.
  46. Шамшитова А.И., Пономарева О.И.Проектирование модели воспитательного процесса в поликультурной среде школы// Педагогический журнал. - Том 13, №4А, 2023. - С.197-204
  47. О. Г. Калашникова, А. Ч. Талыпова, Ю. А. Четвергова Реализация комплексного подхода в развитии логического мышления младших школьников на уроках математики// Педагогическое образование. – 2022. – Том 3, № 7. – С. 145-158.
  48. Ахмедзянова Г.Ф., Маштакова Л.Ю. Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста фразеологизмами.// Успехи гуманитарных наук. 2022. №9. С.221-227.
  49. Маштакова Л.Ю., Гаврилова М. Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников средствами художественных произведений о природе на уроках литературного чтения.//Педагогическое образование. 2022. Т.3.№8. С.156-159.
  50. Зиганшин Ф.Н. Некоторые аспекты математической подготовки будущих педагогов начальной школы. //Педагогическое образование.  №7, 2022г С.53-58. 
  51. Зиганшин Ф.Н. Методологические аспекты обучения школьников решению геометрических задач. // Современное педагогическое образование. №11, 2022г. С. 46-51.
  52. Синагатуллин, И. М Способы педагогического  взаимодействия со студентами в эпоху цифровой глобализации // Педагогический журнал Башкортостана. – 2022. - №3. – С.105-113.  
  53. Калашникова, О. Г., Талыпова, А. Ч,. Синагатуллин, И. М. Некоторые вопросы формирования цифровой компетентности студентов университета в эпоху глобализации. //Вестник марийского университета. – 2022. - №3. – С.312-317.  
  54. Синагатуллин И. М., Асеева Л. Р.  Педагогические инновации в начальном образовании. //Педагогический журнал. – 2022. – Т.12. – 2А. – С.220-227.
  55. Крылосова Л.А., Пономарева О.И. Готовность педагогического коллектива дошкольной образовательной организации к инновационной деятельности.// Педагогическое образование в России, 2022. №5 С.39-49.
    Заярнюк А.Н. Трансформация образовательной системы региона в современных условиях развития цифровой экономики. // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2022. - №11-1. - С.130-138.
  56. Синагатуллин И.М. Цифровая глобализация и ее влияние на профессиональный рост и эффективность работы учителя начальных классов. Образование, профессиональное развитие и сохранение здоровья учителя в 21 веке // Сб. научных трудов Восьмого  международного форума по педагогическому образованию: часть 3.  – Казань: КФУ, 2022. – С.358-362.
  57. Зиганшин Ф.Н. Патриотическое воспитание подрастающего поколения в современных реалиях.// Материалы всероссийского научно-методического форума.  Бирск, 2022.  
  58. Ахмадуллина Л.Ф., Исхакова Г.Т. Основные аспекты процесса разработки модели комплексно-тематического планирования образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.// Тенденции развития науки и образования. – Часть 4 (май 2022г.). - № 85. – С. 24-26.

 

Список публикаций студентов факультета педагогики (2020-2024 гг)