Заведующий кафедрой - кандидат педагогических наук, профессор
Бронников Сергей Анатольевич
Кафедра находится по адресу: 452450 г.Бирск, ул. Интернациональная 10, Социально-гуманитарный факультет, каб. 20, тел.8 (34784) 2-28-54 , e-mail: kaf_spisr@mail.ru.
Контактная информация: 452450, Республика Башкортостан, г. Бирск, ул. Интернациональная, 10 тел: 8-(34784)-2-28-54.
Краткая историческая справка
Кафедра является одним из ведущих подразделений вуза, осуществляющим учебную, воспитательную, методическую и научно-исследовательскую работу, а также подготовку научно-педагогических кадров и повышение их квалификации. Кафедра педагогики, психологии и социальной работы является структурным подразделением социально-гуманитарного факультета, отделения социальной педагогики и психологии. 1 сентября 2018 была организована в результате слияния двух кафедр: педагогики и психологии и социальной педагогики и социальной работы. Концептуальной миссией кафедры является подготовка конкурентоспособных выпускников, обладающих значительным объемом современных знаний и профессиональных компетенций в воспитании, обучениии, развитии подрастающего поколения, оказания социально-педагогической, психологической помощи в решении социальных проблем, существующих в нашем обществе.
Коллектив кафедры педагогики, психологии и социальной работы
Научно-исследовательская работа
Основные направления кафедры педагогики, психологии и социальной работы в области научно-исследовательской деятельности:
- поликультурное образование и воспитание подрастающего поколения;
- подготовка социальных педагогов к реализации личностно-деятельностного подхода;
- личностное развитие и самореализация несовершеннолетних в учреждениях дополнительного образования;
- профессионально-коммуникативная компетентность социальных педагогов и социальных работников;
- подготовка будущих учителей к исследовательской деятельности в образовательных организациях;
- этнопедагогика и проблемы воспитания в современных условиях;
- полипарадигмальный подход к совершенствованию качества творческого саморазвития студентов-педагогов;
- специальная (коррекционная) психология, психолого-педагогическая диагностика; психологическая консультация;
- психология педагогической оценки, становления школьника как субъекта учебной деятельности;
- стили педагогического общения, психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья;
- психолого-педагогические аспекты работы с детьми с нарушениями зрения;
- особенности развития межличностных отношений в образовательном процессе, работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
- учреждения интернатного типа для детей-сирот как социальный институт.
Кафедра является организатором проведения международных, всероссийских, национальных, республиканских научно-практических конференций:
VI Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы современного образования и практики социальной работы» состоялась 29 марта 2024г.
Цель научно-практической конференции - интеграция научного знания и успешных практик в вопросах современного образования и сфере социальной работы.
Основные направления работы конференции:
1. Современные технологии обучения и воспитания обучающихся организаций общего, среднего профессионального, высшего и дополнительного образования
2. Актуальные проблемы современного образовательного менеджмента
3. Социально-педагогическая и психолого-педагогическая деятельность в образовательных организациях
4. Проблемы подготовки компетентных специалистов в сферах образования и социальной работы
5. Проблемы социальной защиты и социального обслуживания различных групп населения
6. Актуальные проблемы социальной работы в регионе
7. Varia
VIII Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием
«Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение лиц с особыми возможностями здоровья в условиях цифровизации образования» состоялась в феврале 2024 г.
В работе конференции приняло участие более 100 исследователей, которые выступали с научными докладами в следующих секциях:
Секция 1. Комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение лиц с особыми возможностями здоровья.
Секция 2. особенности электронного обучения в условиях цифровизации: опыт, проблемы и перспективы.
Секция 3. Развитие образования: опыт, проблемы, перспективы развития.
29 апреля 2013 года была организована и проведена Международная научно-практическая конференция, посвященная государственной системы дополнительного (внешкольного) образования детей «Социально- педагогическое сопровождение детей и молодежи в образовательном пространстве».
10 февраля 2014 года кафедра организовала и провела Республиканскую научно-практическую конференцию «Актуальные проблемы социальной работы с различными группами населения", посвященная технологиям социальной и социально-педагогической деятельности с различными группами населения.
Психология труда и профессиональное развитие педагога: актуальное состояние, проблемы и перспективы. Материалы Ежегодной международной научно-практической конференции, посвященной Всемирному дню учителя и Дню учителя в России (5 октября 2014 г.)
Современные проблемы личностного и корпоративного развития. Материалы Ежегодной международной научно-практической конференции, посвященной Всемирному дню информации о развитии (24 октября 2014 г.)
Молодежь третьего тысячелетия: традиции и инновации. Материалы Ежегодной международной научно-практической конференции, посвященной Международному дню молодежи (10 ноября 2014 г.)
Теория и практика толерантности: от конфликтов к миру и согласию. Материалы Ежегодной международной научно-практической конференции, посвященной Международному дню толерантности (16 ноября 2014 г.)
В феврале 2015 года была организована Республиканская научно-практическая конференция "Актуальные проблемы социальной работы и социально-педагогической деятельности в современных условиях", в работе принимали участие более 60 исследователей. Был издан сборник в двух частях, материалы охватывали теоретические и прикладные аспекты технологии социального обслуживания и социальной реабилитации, социальной поддержки молодежи, социально-психологической адаптации различных групп населения, социально-педагогической поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, технологии социально-педагогической деятельности с различными группами детей и семей, проблемам подготовки специалистов в области социальной и социально-педагогической деятельности.
В июне 2016 года была организована Всероссийская летняя школа для студентов, аспирантов и преподавателей "Психология и педагогика: вызовы современности", посвященная памяти ученого-психолога, организатора психолого-педагогического образования в Республике Башкортостан Марии Михайловны Мингалеевой, в работе принимали участие более 100 исследователей.
В 2017 году организована III Международная научно-практическая конференция "Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение лиц с особыми возможностями здоровья в образовательном процессе с применением ИКТ", в работе приняли участие более 100 исследователей.
В 2018 году организована и проведена II Всероссийская зимняя школа студентов, аспирантов и преподавателей "Педагогика и психология: вызовы современности" посвященная памяти академика Российской академии наук, доктора педагогических наук, профессора, основателя научной школы "Педагогика творческого саморазвития личности" Валентина Ивановича Андреева, в работе приняли участие более 80 исследователей.
В феврале 2019 организована Национальная научно-практическая конференция "Современные направления социально-педагогической, психолого-педагогической деятельности и социальной работы", в работе конференции приняли участие более 80 исследователей.
Кафедра педагогики, психологии и социальной работы, участвуя в работе общевузовских органов (Ученый Совет, психолого-педагогический совет, методический совет), выступая инициатором проведения совещаний, научно-практических конференций различного уровня, являясь разработчиком ряда педагогических концепций и проектов, вносит достойный вклад в узнаваемость вуза в регионе и Российской Федерации. Основные усилия членов кафедры направлены на повышение профессионально-педагогической, психологической подготовки студентов.
Кроме того, проводится интенсивная продуктивная научно-исследовательская работа со студентами (выпускные квалификационные работы, курсовые работы).
Подробнее о научно исследовательской работе сотрудников и студентов на кафедре.
Результаты научно-исследовательской деятельности преподавателей кафедры отражаются в учебно-методических пособиях, монографиях, учебно-методических рекомендациях.
Материально-техническая база
Кафедра располагает необходимой материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренной учебным планом Бирского филиала УУНиТ по всем учебным дисциплинам (модулям) и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
Каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и к электронной информационно-образовательной среде организации. Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда обеспечивают возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, и отвечают техническим требованиям организации, как на территории БФ УУНиТ, так и вне ее.
Электронная информационно-образовательная среда организации обеспечивает: доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах; фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения основной образовательной программы; - проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий; формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок со стороны любых участников образовательного процесса; взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети Интернет.
Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих.
Электронно-библиотечные системы (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда Бирского филиала УУНиТ обеспечивают одновременный доступ не менее 25 процентов обучающихся по программе бакалавриата.
Обучающимся обеспечен доступ (удаленный доступ), в том числе в случае применения элементов электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению
В случаях использования в учебном процессе книжного фонда - библиотечный фонд укомплектован печатными изданиями из расчета не менее 50 экземпляров каждого из изданий основной литературы, перечисленной в рабочих программах дисциплин (модулей), практик, и не менее 25 экземпляров дополнительной литературы на 100 обучающихся.
Специальные помещения представляют собой учебные аудитории для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы и помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Специальные помещения укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения, служащими для представления учебной информации большой аудитории. Помещения для самостоятельной работы обучающихся оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети Интернет и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.
Бирский филиал УУНиТ обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения (состав определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и ежегодно обновляется).
Лекционные и практические занятия, защиты выпускных квалификационных работ, научно-практические конференции проводятся в учебных аудиториях факультета и на базе лаборатории экспериментальной и практической педагогики и психологии: