- поликультурное образование и воспитание подрастающего поколения;
- подготовка социальных педагогов к реализации личностно-деятельностного подхода;
- личностное развитие и самореализация несовершеннолетних в учреждениях дополнительного образования;
- профессионально-коммуникативная компетентность социальных педагогов и социальных работников;
- подготовка будущих учителей к исследовательской деятельности в образовательных организациях;
- этнопедагогика и проблемы воспитания в современных условиях;
- полипарадигмальный подход к совершенствованию качества творческого саморазвития студентов-педагогов;
- специальная (коррекционная) психология, психолого-педагогическая диагностика; психологическая консультация;
- психология педагогической оценки, становления школьника как субъекта учебной деятельности;
- стили педагогического общения, психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья;
- психолого-педагогические аспекты работы с детьми с нарушениями зрения;
- особенности развития межличностных отношений в образовательном процессе, работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
- учреждения интернатного типа для детей-сирот как социальный институт.
Уровень научности преподавания учебных дисциплин кафедры в значительной степени зависит от организации научно-исследовательской деятельности. Стратегическими целями кафедры педагогики, психологии и социальной работы Бирского филиала «УУНиТ» являются:
• проведение научных разработок по фундаментальным и практико-ориентированным научным проблемам педагогики, психологии и социальной работы;
• достижение высшего уровня профессиональной компетентности и квалификации сотрудниками кафедры;
• ориентация на решение важнейших задач сферы жизни общества;
• поднятие авторитета педагогической и социально-педагогической науки и формирование позитивного имиджа кафедры в соответствии с заявленными научными исследованиями и практическими наработками.
Основные задачи научно-исследовательской деятельности кафедры:
• разработка и внедрение технологий по современным актуальным проблемам, с которыми сталкиваются выпускники БФ «УУНиТ» в социальной работе, педагогической, социально-педагогической и социально-психологической практике;
• обеспечение творческого научного роста сотрудников кафедры в рамках карьеры преподавателя Вуза;
• повышение и творческое развитие научного потенциала кафедры;
• разработка и реализация технологий сопровождения различных категорий лиц в условиях разнообразных социальных и педагогических ситуаций;
• выявление оптимальных условий, факторов и механизмов, обуславливающих движение человека по пути совершенствования внутренних характеристик, и соответственно, условий быта индивида, группы, общности и человечества.
Стратегические цели и приоритетные задачи научно-исследовательской деятельности кафедры осуществляется через:
• организацию индивидуальной научной деятельности членов кафедры;
участие в научно-практических съездах, симпозиумах, конференциях по тематике, отвечающей научным интересам преподавательского состава;
• работу научно-методического семинара кафедры;
• деятельность секций в научных конференциях, проводимых по социальной и социально-педагогической и социально-психологической тематике в стенах БФ «УУНиТ»;
• подготовку научно-педагогических кадров в рамках аспирантуры и докторантуры;
• обеспечение условий и возможностей для профессионального и личностного роста сотрудников и преподавателей БФ «УУНиТ» посредством систематического повышения квалификации на базе ведущих учреждений России и за рубежом;
• реализацию общего и научного потенциала кафедры посредством оптимальной включенности каждого в контекст жизнедеятельности кафедры на условиях добровольного, творческого стремления и на основе роста индивидуального и корпоративного сознания.
V Международный форум по педагогическому образованию "Развитие профессиональных компетенций учителя: основные проблемы и ценности", Казанский (Приволжский) федеральный университет, 29-31 мая 2019 года.
Ежегодная международная научно-практическая конференция "Педагогическая наука и педагогическое образование в классическом вузе", Башкирский государственный университет, Уфа. 30 мая 2017, 2018.
IV Международный форум по педагогическому образованию и региональной конференции ISATT "Профессионализм учителя как условие качества образования". - Казанский федеральный университет, Казань. 22-24 мая 2018;
Комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья: II Международная научно-практическая конференция, 2 ноября Бирск 2016 г.
Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение лиц с особыми возможностями здоровья в образовательном процессе с применением ИКТ: III Международная научно-практическая конференция, 2 ноября 2017 г.
Две психолого-педагогические парадигмы в научно-методических воззрениях А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского (к 130-летию со дня рождения А.С. Макаренко и 100-летию со дня рождения В.А. Сухомлинского): Международная научно-практическая конференция, 30 марта Бирск, 2018 г.
Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение лиц с особыми возможностями здоровья в образовательном процессе с применением ИКТ: IV Международная научно-практическая конференция, 2 ноября 2018 г.
Всероссийский научно-практический семинар "Современное педагогическое образование в непедагогических вузах", ИПО, Казанский федеральный университет, Казань 19-20 мая 2018.
Кафедра выступает инициатором организации и проведения международных, всероссийских, республиканских научно-практических конференций:
В 2021-2024 годах организованы и проведены Национальные научно-практические конференции "Современные тенденции развития теории и практики социально-педагогической, психолого-педагогической деятельности и социальной работы". В работе конференции приняли участие более 100 исследователей.
Организована и проведена VIII Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием
«Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение лиц с особыми возможностями здоровья в условиях цифровизации образования» состоялась в феврале 2024 г.
29 апреля 2013 года была организована и проведена Международная научно-практическая конференция, посвященная государственной системы дополнительного (внешкольного) образования детей «Социально- педагогическое сопровождение детей и молодежи в образовательном пространстве».
10 февраля 2014 года кафедра организовала и провела Республиканскую научно-практическую конференцию «Актуальные проблемы социальной работы с различными группами населения", посвященная технологиям социальной и социально-педагогической деятельности с различными группами населения.
Психология труда и профессиональное развитие педагога: актуальное состояние, проблемы и перспективы. Материалы Ежегодной международной научно-практической конференции, посвященной Всемирному дню учителя и Дню учителя в России (5 октября 2014 г.)
Современные проблемы личностного и корпоративного развития. Материалы Ежегодной международной научно-практической конференции, посвященной Всемирному дню информации о развитии (24 октября 2014 г.)
Молодежь третьего тысячелетия: традиции и инновации. Материалы Ежегодной международной научно-практической конференции, посвященной Международному дню молодежи (10 ноября 2014 г.)
Теория и практика толерантности: от конфликтов к миру и согласию. Материалы Ежегодной международной научно-практической конференции, посвященной Международному дню толерантности (16 ноября 2014 г.)
В феврале 2015 года была организована Республиканская научно-практическая конференция "Актуальные проблемы социальной работы и социально-педагогической деятельности в современных условиях", в работе принимали участие более 60 исследователей. Был издан сборник в двух частях, материалы охватывали теоретические и прикладные аспекты технологии социального обслуживания и социальной реабилитации, социальной поддержки молодежи, социально-психологической адаптации различных групп населения, социально-педагогической поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, технологии социально-педагогической деятельности с различными группами детей и семей, проблемам подготовки специалистов в области социальной и социально-педагогической деятельности.
В июне 2016 года была организована Всероссийская летняя школа для студентов, аспирантов и преподавателей "Психология и педагогика: вызовы современности", посвященная памяти ученого-психолога, организатора психолого-педагогического образования в Республике Башкортостан Марии Михайловны Мингалеевой, в работе принимали участие более 100 исследователей.
В 2017 году организована III Международная научно-практическая конференция "Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение лиц с особыми возможностями здоровья в образовательном процессе с применением ИКТ", в работе приняли участие более 100 исследователей.
В 2018 году организована и проведена II Всероссийская зимняя школа студентов, аспирантов и преподавателей "Педагогика и психология: вызовы современности" посвященная памяти академика Российской академии наук, доктора педагогических наук, профессора, основателя научной школы "Педагогика творческого саморазвития личности" Валентина Ивановича Андреева, в работе приняли участие более 80 исследователей.
В феврале 2019 организована Национальная научно-практическая конференция "Современные направления социально-педагогической, психолого-педагогической деятельности и социальной работы", в работе конференции приняли участие более 80 исследователей.
Кафедра педагогики, психологии и социальной работы, участвуя в работе общевузовских органов (Ученый Совет, психолого-педагогический совет, методический совет), выступая инициатором проведения совещаний, научно-практических конференций различного уровня, являясь разработчиком ряда педагогических концепций и проектов, вносит достойный вклад в узнаваемость вуза в регионе и Российской Федерации. Основные усилия членов кафедры направлены на повышение профессионально-педагогической, психологической подготовки студентов.
Кроме того, проводится интенсивная продуктивная научно-исследовательская работа со студентами (выпускные квалификационные работы, курсовые работы).
Elena A. Evsetsova, Roza A. Valeeva, Svetlana G. Dobrotvorskaya, Alexander F. Ponomarev Students psychological and pedagogical orientaion towards the development of discussion culture in digital education // VI International Forum on Teacher Education. ARPHA Proceedings, IFTE - 2020. 3 P. 515-526
10.3897/ap.2/e0515 DOI
Бронников С.А., Батурина О.С., Бронникова Э.П., Черникова М.С. Психолого-педагогическое сопровождение развития личности одаренных детей на уроках математики: Учебное пособие реком. УМО РАЕ по классическому ун-ому и тех. образ. в качестве учеб.-метод. пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям подготовки 44.03.01 – «Педагогическое образование», 44.03.02 – «Психолого-педагогическое образование». – Бирск: БФ БашГУ, 2015 – 146 с.
Бронников С.А., Бронникова Э.П. Инновационные технологии освоения передового педагогического опыта. Монография. LAP LAMBERT Acаdemic Publishing, Германия, 2013 – 332 с. ISBN: 978-3-659-35996-5
Бронников С.А., Черникова М.С. Развитие одаренного ребенка: экопсихологический подход. Монография. LAP LAMBERT Acаdemic Publishing, Германия, 2013 – 303 с. ISBN: 978-3-659-33813-7
Бронников С.А., Черникова М.С. Профессиональная коммуникативная компетентность руководителя ДОО. Монография. LAP LAMBERT Acаdemic Publishing RU, Германия, 2018 – 87 с. ISBN: 978-613-9-94332-6
Билалова Л.М. Иванова О.М., Латыпова Р. Р., Черникова Т.А. Проблема социализации детей-сирот в учреждениях, оказывающих социальные услуги // Современные проблемы науки и образования , 2017. - № 6 (перечень ВАК № 1872)
Билалова Л.М., Иванова О.М., Гурьев Е.А., Гареев И.С. The eastern mari culture as sinergi of tolerans and identiti (статья)// 12th International Scientific Conference Science and Society 24-29 May 2018. 12-я Международная научно-практическая конференция “Наука и общество” 24-29 мая 2018 года (WoS)
Билалова Л.М., Иванова О.М., Габдулхакова Р.Б. Theoretical aspects of academic leadership issue in modern Russia (статья) // Leadership for the Future Sustainable Development of Business and Education. Prague Institute for Qualification Enhancement (PRIZK) and International Research Centre (IRC) “Scientific Cooperation” International Conference. Praga, 2018. P. 39-48 (Web of Science)
Elena A. Evsetsova, Alexander F. Ponomarev, Svetlana G. Dobrotvorskaya Orientation of students-teachers on self-development of poly-paradigm thinking // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS e-ISSN: 2357-1330 5 September 2018 Volume XLV, Pades: 679-684 doi:https://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2018.09.79
Евсецова Е.А., Добротворская С.Г. Приоритетные стратегии педагогики творческого саморазвития // Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Андреевские чтения: современные концепции и технологии творческого саморазвития личности». - Казань, 2019.
Усманов С.М., Евсецова Е.А., Пономарев А. Ф. Прогностические приоритеты научного творчества и профессиональной деятельности М.М. Мингалеевой //Педагогический журнал Башкортостана, № 5 (72) 2017.
Евсецова Е.А. Педагогическая ориентация студентов на саморазвитие дискуссионной культуры: монография. Бирск: Бирский филиал Башкирского государственного университета, 2016. - 174 с.
Зинова И.М. Влияние семейных факторов на формирование компьютерной зависимости в младшем школьном возрасте // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. № 5, Т.1. 2018. С. 135-138.
Зинова И.М. Клиническая психология детей и подростков: учебно-методическое пособие для студентов (направление подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль «Социальная педагогика и психология»). Бирск: Бирский филиал БашГУ, 2018. 122 с.
Зинова И.М. Коррекционная педагогика и психология: учебно-методическое пособие для студентов (направление подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль «Социальная педагогика и психология»). Бирск: Бирский филиал БашГУ, 2018. 124 с.
Зинова И.М. Особенности направленности личности студентов-волонтёров // Научно-практический журнал «Гуманизация образования» (ISSN 1029-3388). № 3, 2018. С.92-99.
Закирова А.Б., Синагатуллин И.М. Поликультурная компетентность учителя сельской начальной школы // Педагогический журнал Башкортостана. - №1 (68), 2017. - С. 31-36.
Закирова А.Б., Синагатуллин И.М. Деятельность социального педагога по адаптации учащихся первых классов к общеобразовательной школе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - Том 6, №4(21) (декабрь), 2017. – С. 72-75
Закирова А.Б. Патриотическое воспитание молодежи // Бюллетень науки и практики. Электрон. журн. 2018 (январь). Том 4.- № 1.- Изд.центр «Наука и практика».- г.Нижневартовск. – С.347-351
Краснова С.Н., Салий М.В. Особенности социально-психологических аспектов деятельности руководителя учреждений социальной сферы. .ж. «Научное мнение», 2017.- №2.-С.76-80.
Улыбина О.В. Практикум по песочной терапии. Учебно-методическое пособие. – Уфа, 2015. – 199 c.
Улыбина О.В., Хахалкина У.В. Возрастная психология: Рекомендовано УМО по классическому университетскому и техническому образованию Российской Академией естествознания. 3-е изд. доп. и пер. – Москва., 2018. – 124 с.
Улыбина О.В., Хахалкина У.В. Общая психология. История психологии: Учебное пособие для бакалавров. – Бирск: Бирск. фил. Баш. гос. ун-та, 2018. – 157 c.
Улыбина О.В., Хахалкина У.В. Основы специальной педагогики и психологии: Практикум для самостоятельной подготовки студентов к зачетам и тестированию. – 2-е изд., доп. – Бирск: Бирск. фил. Баш. гос. ун-та, 2018. – 124 c.
Улыбина О.В., Хахалкина У.В. Педагогическая психология: Учебное пособие. Бирск: Бирск. фил. Баш. гос. ун-та, 2018. – 112 c.
Гарипов М.И., Хамидуллина Л.К. Педагогико-социологические исследования в образовательном учреждении.-Уфа:Башкирский государственный педагогический нститут,1998.-140с.
Гарипова А.А., Гарипов М.И., Хамидуллина Л.К. Социологические исследования в образовательном учреждении.-Уфа:Восточный университет, 2005.-128с.
Хамидуллина Л.К.Тестирование как средство контроля качества обучения и самоконтроля, самообучения студентов высшего учебного заведения.-Бирск:Бирский филиал БашГУ, 2015.-187с.
Хамидуллина Л.К. Подготовка будущих учителей к исследовательской деятельности в образовательных организациях.-Бирск:Бирский филиал БашГУ, 2015.-151с.Современные теории социального благополучия. Учебное пособие: М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2016. – 128 c. (в соавторстве)
Черникова Т.А. Социально-педагогическая деятельность. Учебно-методическое пособие для студентов. – Бирск: Бирский филиал БашГУ, 2018. – 122 с.
Черникова Т.А. Кейс-технологии в социальной работе. Учебно-методическое пособие для студентов- магистрантов. – Бирск: Бирский филиал БашГУ, 2018. – 118 с.
Черникова Т.А. Методики и технологии работы социального педагога. Учебно-методическое пособие для студентов. – Бирск: Бирский филиал БашГУ, 2018. – 138 с.
Черникова Т.А. Методы исследования в социальной работе. Учебно-методическое пособие для студентов. – Бирск: Бирский филиал БашГУ, 2018. – 123 с.
Черникова Т.А. Основы социальной работы. Учебно-методическое пособие для студентов. – Бирск: Бирский филиал БашГУ, 2018. – 128
Черникова Т.А., Шайдукова Л.Д. Краснова С.Н. Социальная и социально-педагогическая работа с воспитанниками интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по их подготовке к самостоятельной жизни // Международный научно-исследовательский журнал. – 2017. – № 11 (67). – С. 54-57
Черникова Т.А., Шайдукова Л.Д. Проблема социализации детей-сирот в учреждениях, оказывающих социальные услуги Современные проблемы науки и образования // Электронный научный журнал. – 2017. – № 6.
Черникова Т.А., Шайдукова Л.Д. Социализация студентов с ограниченными возможностями в вузе // Научное мнение. Экономические, юридические и социологические науки. – №3. – 2018. – С.58-63
Черникова Т.А., Шайдукова Л.Д. Социальная работа с неблагополучными семьями с детьми в современных условиях // Мир экономики и управления. – № 4.– 2018. – Т.18. – С. 240-253
Шайдукова Л.Д. Социальная политика в Российской Федерации: учебное пособие. - Москва: Издательство Юрайт, 2022.
Результаты научно-исследовательской деятельности преподавателей кафедры отражаются в учебно-методических пособиях, монографиях, учебно-методических рекомендациях.
Одним из основных направлений научно-исследовательской деятельности кафедры является научно-исследовательская работа студентов, которая отражает выполнение научно-методической деятельности, участие в работе научно-методических объединений и анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации.
В процессе профессиональной подготовки студенты овладевают следующими интегративными функциями:
• диагностическая (диагностика состояния образовательного процесса, выявление особенностей развития и воспитания детей и т.д.);
• целеполагающая (формирование и актуализация задач образовательного процесса, направленных на достижение цели);
• конструктивно-содержательная (планирование образовательного процесса, проектирование форм, методов и приемов образовательного процесса);
• операционно- деятельностная (реализация форм, методов и приемов обучения и развития детей, координация и осуществление действий и операций по решению проблем);
• контрольно-оценочная (определение параметров оценки состояния проблемы, контроль за состоянием решения проблемы).
Процесс реализации перечисленных функций сопровождается выполнением исследовательской функции, являющейся обязательной с позиций проектирования, организации и корректировки социально-педагогического процесса. Развитие исследовательской функции у студентов и составляющих ее умений осуществляется в процессе учебно-исследовательской и научно-методической работы.
К учебно-исследовательской работе студенты приобщаются в течении всех лет обучения, изучая теорию выбранной области знания, решая учебно-исследовательские задачи, слушая лекции, изучая рекомендованную преподавателем и самостоятельно подобранную литературу, делая доклады на спецсеминарах, участвуя в обсуждении проблемных вопросов. По мнению С.И. Архангельского, учебно-исследовательские задачи - это логически связанные учебно-исследовательские проблемы, которые позволяют студентам получить новые знания об объекте, способе и средстве научного исследования. В.И. Андреев определяет учебно-исследовательские умения как умения применять соответствующие приемы научного метода в условиях решения учебной проблемы, выполнения учебно-исследовательского задания.
Учебно-исследовательская работа готовит студентов к овладению другими видами исследования, которые в условиях вуза находят наиболее полное выражение в написании курсовых и выпускных квалификационных работ, которые имеют прямое отношение к формированию студента-исследователя, обладающего умением проводить исследовательскую работу.
В итоге вузовского обучения у выпускника должны быть сформированы основные исследовательские умения: наблюдать и анализировать явления, изучать и обобщать передовой опыт, выдвигать и обосновывать актуальную проблему исследования, формулировать гипотезу и проверять данные, на которых она строится, проводить эксперимент, интерпретировать полученные результаты, обобщать материал в виде доклада, курсовой и выпускной квалификационной работы.
В соответствии с выбранной специальностью и учебным планом, за время обучения в вузе студенты выполняют курсовые работы по педагогике, социальной педагогике, методике и технологии работы социального педагога, теории социальной работы, технологии социальной работы, опыту социальной работы с различными группами населения.
Курсовые работы отличаются от докладов и выступлений студентов на семинарских занятиях тем, что являются строго обязательными, выполняются каждым студентом в письменном виде в противоположность "стихийным" устным выступлениям. Тем не менее, выступления на семинарских занятиях способствуют заинтересованному выбору темы курсовой работы.
Курсовые работы, оцененные на "отлично" содержат глубокий анализ изучаемой проблемы, адекватно подобранные методики диагностики, обоснованные развивающие и коррекционные программы. Большинство работ содержит практические рекомендации. К выполнению курсовых работ разработаны критерии оценки, с которыми студенты ознакомлены. Своевременно организуется процедура защиты курсовых работ, ведется протокол защиты.
Выбор темы курсовой работы осуществляется свободно, вплоть до права предложения своей тематики с обоснованием необходимости ее разработки. Самостоятельность научного творчества студентов проявляется в свободе выбора тем курсовых работ, что позволяет реализовать индивидуальные научные Интересы и своеобразие познавательных стилей студентов. Темы утверждаются на заседании кафедры. Темы курсовых работ актуальны, представляют теоретическую и практическую значимость. Например, были выполнены курсовые работы по следующим темам: "Мода как социокультурное явление и фактор социализации", "Особенности гендерной социализации детей, воспитывающихся в неполных семьях", "Общественные молодежные организации как фактор социализации подростков", "Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями в условиях реабилитационного центра" и др.
Целью выпускных квалификационных работ является выявление сформированности у студентов умений и навыков научно-исследовательской работы. По структуре, содержанию и техническому оформлению все работы соответствуют требованиям, предъявляемым к работам подобного рода. Темы выпускных работ актуальны, в них находят отражение важные проблемы современной педагогической науки и практики. Например: "Профилактика сквернословия у детей", "Влияние башкирской культуры на развитие и воспитание школьников", "Формирование познавательного интереса у детей младшего школьного возраста на основе занимательности", "Воспитание толерантности у младших школьников" и др. Выполнение дипломных работ плавно перетекает из выполнения курсовых работ. Выпускные работы представляют собой законченные, логически построенные экспериментальные исследования. В них достаточно полно и содержательно представлены теоретический анализ проблем исследования, программы формирующих экспериментов. Достоверность полученных результатов подтверждается графиками, таблицами, диаграммами и математической обработкой. Все работы снабжены практическим материалом, помещенным в приложении.
На каждую выпускную квалификационную работу дается внешняя рецензия и отзыв научного руководителя. Имеются справки о внедрении результатов исследования.
Уже на первом этапе подготовки выпускных работ от студента требуется не только определенный объем знаний, но и включение в новую форму отношений - в первую очередь взаимодействие с научным руководителем, а в дальнейшем - с рецензентом, заведующим кафедрой и Государственной аттестационной комиссией. Основу этих отношений составляет успешный контакт с руководителем, который обеспечивает формирование исследовательских навыков и, прежде всего, умения пользоваться методами научной работы.
Кафедра периодически заслушивает информацию научных руководителей о ходе выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ. К выпускной квалификационной работе предъявляются следующие требования, которая должна:
представлять собой самостоятельное научное исследование актуальной проблемы в рамках избранной студентом специальности;
свидетельствовать о достижении студентом необходимого уровня теоретической и практической подготовки;
показывать умение студента теоретически осмысливать и анализировать явления и процессы, происходящие в обществе, использовать современные методы научного исследования и самостоятельно делать научные выводы на основе изучения фактов;
иметь практическую значимость и перспективу применения результатов в дальнейших научных исследованиях;
отличаться четкостью, лаконичностью изложения, сочетанием аргументированности выдвигаемых положений, умением верно расставлять акценты во избежание излишней сосредоточенности на материале, не работающем на тему.
Итоги и результаты научных исследований, полученных в ходе выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ, освещаются студентами в процессе научно-практических конференций и научно-методических семинаров. Так, ежегодно в Бирском филиале УУНиТ проводятся научные конференции аспирантов и студентов "Наука в школе и вузе", в которой принимают участие студенты, отражая результаты своих исследований в тезисах и материалах конференции.
.