Факультет сегодня

Учебная и воспитательная работа

В настоящее время на факультете обучается более 400 студентов. На сегодняшний день факультет ведет набор абитуриентов для обучения по инженерным и педагогическим направлениям и профилям подготовки бакалавров. Факультет обладает собственным учебным корпусом, в котором располагаются специализированные лаборатории. Занятия практической направленности ведутся в мастерских факультета и лаборатории автомобильного сервиса.

Помимо теоретических знаний особое внимание на факультете уделяется практической подготовке студентов. Для этого факультет использует не только собственную базу, но и активно сотрудничает с Министерством природопользования и экологии Республики Башкортостан, Государственным комитетом Республики Башкортостан по чрезвычайным ситуациям, ведущими автотранспортными предприятиями региона и со школами севера Башкортостана. В период учебы студенты инженерного технологического факультета получают навыки слесарного, токарного, сварочного дела, квалификации водителя автомобиля категории «В», специалиста по безопасности труда.

Учебный и воспитательный процессы идут планово, постепенно. Изучая цикл технологических дисциплин, свойства конструкционных материалов, студенты вырабатывают в себе качества исследователя, потребности в профессиональном самовоспитании, культуру труда, умение критически анализировать научные разработки и разумно использовать передовой опыт. Современный инженер и технолог это исследователь; элементы исследования неизбежны в силу непрерывно меняющихся социально . экономических условий. Исследовательский подход в обучении и воспитании будущих инженеров и технологов становится ведущим.

Огромен воспитательный потенциал каждого предмета. Воспитание гражданских, патриотических качеств, эстетических и этических норм, интернационализма и толерантности, норм здорового образа жизни, профессиональное и трудовое воспитание, развитие всех высоких духовно . нравственных качеств подразумеваются и реализуются на занятиях по всем дисциплинам.

Цикл предметов по информационным технологиям, реализуемых в вычислительных лабораториях и лаборатории 3D-печати (доцент Чиглинцев И.А., доцент Мошелёв А.В.) вырабатывает в студентах умение логически мыслить, аккуратность, развивает научное мировоззрение, а также формирует навыки работы в профессиональных программных редакторах. 

На занятиях по гидрогазодинамике, механике и расчетам систем защиты окружающей среды (доцент Зинов И.А., доцент Чиглинцев И.А.) будущие инженеры приобретают  теоретические знания и практические навыки в области расчетов и проектирования систем обеспечения экологической безопасности, знакомятся с процессами и оборудованием, используемыми  при разработке и эксплуатации сложных гидравлических систем.

Развитие эстетического вкуса, творческих способностей реализуются на занятиях по графике и основам творческо-конструкторской деятельности (ст. препод. Баланюк Н.А.).

Курсовые и выпускные квалификационные работы являются одной из форм подготовки специалиста с высшим образованием. Они приобщают студентов к самостоятельной творческой работе, вырабатывают культуру речи и письма. Грамотно изложенные, глубоко изученные проблемы курсовых и выпускных работ служат доказательством хорошей профессиональной подготовки наших студентов.

С первых дней учебы на факультете студент начинает понимать, что он и участник, и свидетель становления факультета, что и от него зависят успешность учебы сокурсников, условия работы в мастерских и лабораториях. В стороне от трудового процесса не остается никто: каждый имеет свое задание, свое рабочее место. На глазах студентов делаются мебель, кровли, оконные и дверные блоки, изготавливаются практические приложения к курсовым и дипломным работам. Часто выпускаются фотостенды, фиксирующие начало, продолжение и результаты решения творческих трудовых проектов. Эти фотоматериалы выставляются на родительских собраниях, что убеждает родителей сильнее, чем слова.

При воспитании культуры труда огромную помощь оказывают студенты заочного обучения, которые часто приезжают на факультет. Будучи учителями технологии, инженерами имея большой опыт работы в мастерских, заочники своим ответственным отношением к учебе, к лабораторным и курсовым работам положительно влияют на студентов дневного обучения. Глядя на этих учителей, наши студенты убеждаются в правильности выбора профессии.

Эти убеждения, уважение к своей будущей профессии помогают студентам-практикантам на должном уровне проходить практику. Отзывы руководителей организаций и школ о работе наших студентов-практикантов только положительные. После проделанной работы студенты возвращаются повзрослевшими, с более серьезным отношением к учебе. Таким образом, практика служит связующим звеном между учебой и будущей профессией и оказывается важным фактором при профориентационном воспитании студентов.

Не менее важное значение в воспитании студентов имеет трудовая практика, которую студенты проходят в летнее время. Во время работы  ребята проходят большую школу труда, так как поочередно меняют объект и вид работы. Трехнедельная трудовая практика вовсе не в тягость, коллектив становится более сплоченным, появляются другие лидеры-умельцы. Приходит чувство уверенности, самоутверждения в коллективе.

Пропагандой здорового образа жизни вплотную занимаются кураторы и старосты, преподаватели и деканат. В спортивных соревнованиях, проводимых в масштабе академии, всегда выступают и наши студенты. Успехов добиваются футболисты, спортсмены по стрельбе из лука (Гайнетдинов И., 5 курс - чемпион республики по стрельбе из лука), многие ребята посещают секции по разным видам борьбы. Успешно работает редколлегия, которая часто выпускает фотостенды, бюллетени, освещающие культурную и спортивную жизнь студентов Инженерно-технологического факультета. Деканатом, кураторами, профбюро организуются лекции, посвященные здоровому образу жизни, (например, встреча с врачами-наркологами), походы в театр, музей. Студенческое управление участвует также при распределении стипендий, мест в общежитии, при составлении рейтинга по итогам сессии и аттестации в общежитии.

И преподаватели, и студенты факультета горды тем, что являются очевидцами и участниками сложного (тоже технологического) процесса - становления и развития родного факультета. Молодой факультет растет, закладываются традиции в учебной, научной и воспитательной работе.

Научная деятельность

Основными направлениями научно-исследовательской деятельности факультета являются: термоактивационная токовая спектроскопия, тугоплавкие неметаллические материалы, механика и гидротехнические конструкции, волновая динамика, механика газов, жидкости и плазмы, технологическое и художественное образование. Проводятся научные исследования на основе нанотехнологий в области огнеупоров. Основные результаты содержатся в публикациях отечественных и зарубежных журналов включённых в РИНЦ, ВАК, Scopus и Web of Science: «Физика твёрдого тела», «Высокомолекулярные соединения», «Нефтегазовое дело», «Огнеупоры и техническая керамика», «Новые огнеупоры», «Инженерно-физический журнал», «Теплофизика и аэромеханика», «Журнал технической физики»,«Стекло и керамика», «Безопасность жизнедеятельности», «Вестник Московского университета», «Наука и школа», «Искусство и образование», «Социально-гуманитарные знания»,«Вестник Башкирского университета». Преподавателями факультета в журналах реестра ВАК Российской Федерации опубликованы более  30 статей. Также науный коллетив принимает участие во всероссийских и международных конференциях: XIII Всероссийский съезд по теоретической и прикладной механике (2023г.),  Безопасный Север - чистая Арктика (2023г.), Всероссийская научно-практическая конференция "Обратные задачи и математические модели" (2022г.,2023г.) Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Актуальные вопросы теплофизики, энергетики и гидрогазодинамики в условиях Арктики» (2021г.), Международная научно-техническая конференция по промышленному инжинирингу и современным технологиям «FarEastCon-2021» (2021г.) и д.р.  На основе проведенных научных исследований преподаватели кафедры ТО публикуют монографии и учебно-методические пособия с грифом УМО.

На базе факультета ежегодно проводятся всероссийская заочная научно-практическая конференция  «Технологическое и художественное образование учащейся молодежи: проблемы и перспективы» и республиканская «Техносферная безопасность: проблемы и перспективы».

 

Преподаватели и сотрудники факультета

Усманов Айдар Салаватович. Декан факультета, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры технологического образования Бирского филиала ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет». Защитил в 2005 г. кандидатскую диссертацию "Модельные функции в обратных задачах молекулярно-массового распределения" по специальности 02.00.04 . Физическая химия. Работает над докторской диссертацией. Круг научных интересов: моделирование полимеризационных процессов, численное методы решения некорректных задач, экологическая безопасность.

 

 

 

Баланюк Наталья Альбертовна. Заместитель декана по учебной работе, старший преподаватель кафедры технологического образования Бирского филиала ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», заместитель декана по учебной части. В область научных интересов входит инженерная графика, педагогические условия развития компетентности будущего учителя технологии. Опубликовано более 20 научно-методических работ.

 

 

 

 

Зинов Игорь Анатольевич. Заместитель декана по воспитательной работе, кандидат технических наук, доцент кафедры технологического образования Бирского филиала ФГБОУ ВО «Уфимский университет науки и технологий» .  Тема диссертационного исследования:  «Тканевые наплавные гидротехнические конструкции» (1996).  Область научных интересов: механика, конструирование и расчёт гиротехнических конструкций из тканевых материалов. Опубликовано более 30 научно-методических работ.

 

 

 

Шакирова Марина Геннадьевна. Заведующий кафедрой технологического образования, кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологического образования Бирского филиала ФГБОУ ВО «Уфимский университет науки и технологий», Отличник образования РБ. Тема диссертационного исследования: «Педагогическая оценка как средство художественно-творческого развития будущего учителя изобразительного искусства» (2012). Член Союза дизайнеров России. Художник проекта «Spells of Gold» - мультимедийного игрового проекта. Область научных интересов: дизайн, декоративно-прикладное искусство. Автор более 50 публикаций, 2 монографий, 14 учебных пособий, руководитель 12 призеров Международных и Всероссийских конкурсов в области дизайна и декоративно-прикладного искусства.                       

 

 

 

Чиглинцев Игорь Александрович. Кандидат физико-математических наук, доцент кафедры технологического образования Бирского филиала ФГБОУ ВО «Уфимский университет науки и технологий». Тема диссертационного исследования:  «Волны в пузырьковой жидкости с образованием газогидрата» (2010). Областью научных исследований является образование газовых гидратов, распространение ударных и акустических волн в пузырьковых жидкостях,  восстановление давления в остановленных нефтяных скважинах, ликвидация последствий нефтегазовых аварий на дне океана. Автор 40 публикаций, автор-составитель 13 учебных и учебно-методических пособий.

 

 

Мошелёв Алексей Васильевич. Кандидат физико-математических наук, доцент кафедры технологического образования Бирского филиала ФГБОУ ВО «Уфимский университет науки и технологий». Тема диссертационной работы «Исследование особенностей переноса заряда в полиариленфталидах методом термостимулированного тока». Защитился в 2010г. по специальности 01.04.07 физика конденсированного состояния. Количество публикаций 30. Научные интересы: термоактивационная токовая спектроскопия. Электроактивные полимерные пленки.

 

 

 

Сатиев Рафаэль Аслямович.  Старший преподаватель кафедры технологического образования Бирского филиала ФГБОУ ВО «Уфимский университет науки и технологий» художник, скульптор. Лауреат главной художественной награды РБ народного рейтинга "Любимые художники Башкирии" за 2018г. в номинации скульптура, участник выставок. Область научных интересов: «Формирование пространственного мышления  студентов посредством народных промыслов».

 

 

 

 

Латыпов Альберт Байназарович. Кандидат биологических наук, доцент кафедры технологического образования Бирского филиала ФГБОУ ВО «Уфимский университет науки и технологий». Тема диссертационной работы: «Содержание токсичных металлов в биоресурсах (почва, растения, лошади природно-сельскохозяйственных зон Башкортостана)» (2006). Область научных интересов: природоохранная деятельность на предприятии, процессы и аппараты защиты атмосферного воздуха, экологическое образование и просвещение .Опубликовано более 30 научно-методических работ.

 

 

 

Белявская Ирина Александровна. Старший преподаватель кафедры технологического образования Бирского филиала ФГБОУ ВО  «Уфимский университет науки и технологий»». В область научных интересов входят системы защиты биосферы. Опубликовано более 20 научно-методических работ.

 

 

 

 

 

Шепелькевич Екатерина Викторовна. Ассистент кафедры технологического образования Бирского филиала ФГБОУ ВО  «Уфимский университет науки и технологий». Сфера научных интересов: экологический мониторинг, охрана окружающей среды, контроль и надзор в сфере безопасности, риски и угрозы, техносферная и экологическая безопасность, устойчивое развитие

 

 

 

 

Карамов Алмаз Филаритович. Старший лаборант кафедры технологического образования Бирского филиала ФГБОУ ВО «доцент кафедры технологического образования Бирского филиала ФГБОУ ВО «Уфимский университет науки и технологий»». Область научных интересов – методика преподавания компьютерных технологий и технологического практикума. Опубликовано более 10 научно-методических работ.

 

 

 

 

 

Самойлова Вера Германовна. Документовед инженерно-технологического факультета.