История кафедры

Кафедра является одним из ведущих   подразделений вуза, осуществляющим учебную, воспитательную,  методическую и научно-исследовательскую работу, а также подготовку научно-педагогических кадров и повышение их квалификации. Кафедра  педагогики, психологии  и социальной работы является структурным подразделением социально-гуманитарного факультета, отделения социальной педагогики и психологии. 1 сентября 2018 была организована в результате слияния двух кафедр: педагогики и психологии и социальной педагогики и социальной работы.  Концептуальной миссией кафедры является подготовка конкурентоспособных  выпускников, обладающих значительным объемом современных знаний и профессиональных компетенций в воспитании, обучении, развитии  подрастающего поколения, оказания социально-педагогической, психологической помощи в  решении социальных  проблем, существующих в нашем обществе.

Так кафедра педагогики является одной из старейших кафедр вуза. Она одной из первых появилась в составе Бирского Учительского института в 1939 году. Педагогика, в качестве одной из дисциплин, была введена в учебные планы всех отделений Бирского Учительского института. Более того, педагогика сдавалась в качестве экзамена на всех отделениях БУИ.

Первой заведующей кафедрой педагогики была Г.Г.Галиева. В сентябре 1941 года на базе БУИ был размещен эвакуированный в Бирск Орловский педагогический институт и создан Бирский государственный педагогический институт с сохранением при нем учительского института.

В 1942 году заведующей кафедрой педагогики была назначена доцент Волокитина-Смирнова М.Н. С 1942 г. по 1952 год кафедрой педагогики и психологии руководили М.Н.Волокитина-Смирнова, профессор А.Н.Граборов, преподаватель П.П.Райский, А.Г.Вишнепольская, З.Н.Мурзакова, Х.А.Терегулова.  Кафедра продолжала осуществлять преподавание педагогики и психологии на четырех отделениях  института: историческом, физико-математическом, языка и литературы, естественно-географическом. В 1952 году БУИ повторно реорганизован в БирГПИ. С 1952 г. кафедрой педагогики и психологии руководила кандидат педагогических наук, доцент Халима Абдуллаевна Баишева. С 1954-1956 гг. кафедру педагогики и психологии возглавлял директор института Г.Н.Фатихов. С 1956-1963 гг. кафедрой руководила кандидат педагогических наук З.Н.Мурзакова. Зоя Николаевна представляет типичный пример педагога-практика, прошедшего все ступени педагогических учебных заведений от детского сада до вуза. По путевке РОНО обучалась на школьном отделении Чувашского педагогического техникума, работала учителем начальных классов. Продолжила образование в Московском пединституте на педагогическом факультете. Получив диплом преподавателя педагогики преподавала в Давлекановском педучилище. В 1946-1948 гг. обучалась в аспирантуре Академии педагогических наук РСФСР, с 1949 года преподаватель педагогики Бирского учительского института. С 1951-1952 гг. исполняла обязанности заместителя директора по учебной и научной работе, также исполняла обязанности декана факультета языка и литературы.

Развитие Бирского государственного педагогического института во второй половине 1960 - середине 1990-х приходится на период ректорства К.Ш.Ахиярова.

Как ректор БГПИ он внес значительный вклад в совершенствование высшего педагогического образования,  в развитие педагогической науки. По инициативе К.Ш.Ахиярова в институте функционировала проблемная лаборатория НИИ трудового обучения и профессиональной ориентации АПН СССР, главной тематикой работы которой стали "Педагогические основы ученических производственных бригад".  С 1968 г. по 1980 г. кафедрой педагогики и психологии руководила кандидат психологических наук, доцент М.М.Мингалеева.  Мария Михайловна начала свою трудовую биографию  в Бирском учительском институте с 1951 года после окончания психологического отделения философского факультета МГУ имени М.В.Ломоносова.  Университетскими учителями М.М.Мингалеевой были классики отечественной психологии А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, П.Я.Гальперин, Б.М.Теплов. Идеи ведущих ученых в области сложной и уникальной науки психологии становились частью профессионального образования тысяч учителей БАССР. В 1967 году Мария Михайловна окончила заочную аспирантуру по психологии при Московском областном пединституте им. Н.К.Крупской и в том же году защитила диссертацию на тему: "Формирование у школьников интереса к производственным профессиям (в системе трудового обучения и внеклассной работы)", под руководством  доктора психологических наук, профессора Н.Д.Левитова.

К этому времени относится деятельность на кафедре ректора института К.Ш.Ахиярова, доцентов А.З.Сафиуллина, Ю.П.Правдина, Е.В.Яценко, Р.И.Аллагулова, Т.К.Исхакова, Ю.И.Юрички. В эти годы внимание членов кафедры уделялось совершенствованию профессиональной подготовки студентов, воспитанию у них интереса к избранной профессии, обеспечение их глубокими знаниями в области теории обучения и воспитания подрастающего поколения. Особое внимание преподаватели кафедры обращали на повышение теоретического уровня преподавания психолого-педагогических дисциплин, на внедрение активных  форм и методов развития познавательной деятельности студентов, на развитие творческого педагогического мышления будущих учителей.

В совершенствовании психолого-педагогической подготовки студентов и повышению научного уровня преподавания важное значение имело чтение спецкурсов и спецсеминаров, проводимых членами кафедры "Педагогические основы школьного краеведения в сельской школе" (доцент А.З.Сафиуллин), "Содержание работы вожатого в пионерском лагере" (ст.преподаватель Е.В.Яценко), "Профессиональная ориентация школьников" (доцент М.М.Мингалеева), "Педагогические основы деятельности ученических производственных бригад" (профессор К.Ш.Ахияров).

При кафедре в те годы  активно работала "Школа пионерского вожатого". Руководителем являлась Яценко Екатерина Васильевна. С 1972 года  стала действовать "Школа юного педагога", в которой по специально разработанной программе занимались школьники, проявляющие интерес к педагогической деятельности. Кроме того, кафедра педагогики и психологии являлась центром организации всех видов педагогической практики. Так, в конце 60-х годов кафедра стала практиковать выездные методические сборы третьекурсников на базе пионерских лагерей, где в течении 5 дней велась теоретическая, методическая и практическая подготовка студентов к воспитательной работе с детьми в летний период. Вся деятельность методического лагеря строилась на самоуправлении. Программа инструктивно-методического лагеря позволяла студентам овладеть технологией воспитательного процесса в летних оздоровительных лагерях. Кадровый состав кафедры всегда отличался высоким уровнем профессионально-педагогической культуры. В 1977 году на кафедре трудились доценты  М.М.Пашаева, М.М.Мингалеева, Р.И.Аллагулов, Ю.И.Юричка, А.З.Сафиуллин, Ю.П.Правдин, преподаватели Е.В.Яценко, Д.М.Лялина, Н.Ф.Правдина, Л.В.Юричка, М.В.Желдакова, лаборанты К.К.Егошина и Р.Ф.Тухватуллина. Кафедру педагогики с 1980  г. по 2011 г. возглавляли  специалист по девиантному поведению школьников, доктор педагогических наук, профессор Юрий Иванович Юричка и кандидат педагогических наук, доцент Сергей Анатольевич Бронников.

  С приходом нового ректора С.М.Усманова  

 

 С.А. Бронников был назначен проректором по воспитательной работе и социальным вопросам.

В связи с кадровыми перестановками, заведование кафедрой педагогики было возложено на Ю.И.Юричку. 

 На базе кафедры педагогики под руководством доктора педагогических наук, профессора Юрия Ивановича Юрички длительное время ведутся исследования по проблеме профилактики девиантного поведения правонарушений несовершеннолетних на уровне кандидатских и докторских диссертаций.

Научной школой Ю.И.Юрички накоплен банк данных теоретико-методологического, содержательно-процессуального, технологического, опытно-экспериментального характера. Апробация комплексной социально-педагогической программы профилактики девиантного поведения учащихся проводится по таким направлениям: 1) профилактика отклонений в нравственном развитии и поведении детей дошкольного и младшего школьного возраста; 2) коррекция асоциального поведения школьников; 3) роль и место социальных служб в структуре воспитательно-профилактической работы с несовершеннолетними; 4) изучение, предупреждение и преодоление социально-педагогических конфликтов в среде несовершеннолетних; 5) профилактика наркомании; 6) формирование общечеловеческих ценностей у школьников как условие профилактики асоциального поведения несовершеннолетних; 7) девиантное поведение в теории и практике отечественной и зарубежной школы; 8) народные традиции в воспитании как средство профилактики отклонений в поведении учащихся. 

В 1980-1981 учебном году в составе кафедры работали доценты А.З.Сафиуллин, М.М.Мингалеева, Р.М.Пашаева, Р.И.Аллагулов, преподаватели Т.К.Исхаков, Ю.П.Правдин, Е.В.Яценко, З.Б.Исхакова, Д.М.Лялина, Л.В.Юричка. К этому времени доля преподавателей с ученой степенью кандидата наук на кафедре составляла 46,1 %. За 1981-1986 гг. этот показатель удалось довести до 66,7%. Так, в 1981 г. кандидатскую диссертацию защитил Т.К.Исхаков, в 1983 г.- Ю.П.Правдин, в 1986г.- А.С.Гаязов. Вместе с тем, кафедра пополнялась молодыми кадрами. С 1985 года на кафедре началась трудовая деятельность К.В.Сапегина. С 1987 года начал работу на кафедре С.А.Бронников, являющейся и сейчас заведующим кафедрой. В 1988 г. М.И.Гарипов защитил диссертацию на соискание  ученой степени доктора педагогических наук на тему: "Подготовка школьников к труду в условиях районного агропромышленного объединения".

В 1988 году кафедра педагогики и психологии была реорганизована, в связи с открытием в 1987 году факультета дошкольной педагогики и психологии. Именно с 1988 года появилась кафедра психологии, руководила кафедрой кандидат психологических наук, доцент И.И.Ахтамьянова. Вместе с ней к работе на кафедре приступили доценты Р.И.Аллагулов, М.М.Мингалеева, старший преподаватель З.Б.Исхакова,  ассистенты К.В.Сапегин, Д.М.Лялина.     Впоследствии к ним присоединились Л.Ф.Баянова, В.Г.Калашников, Л.Н.Литовченко, Л.М.Каримова, А.В.Овчинников, О.А.Беляева, Л.Г.Коротаева.  С 1966 года преподавание психологии осуществлял кандидат психологических наук, доцент Р.И.Аллагулов. С его именем связана не только преподавательская, но и научно-исследовательская работа в области экспериментальной психофизиологии.   Риф Исламутдинович Аллагулов руководил психофизиологической лабораторией, которая была оснащена приборами исследования  нейрофизиологических процессов: электроэнцефалографом, фотофоностимулятором. С помощью  приборов Риф Исламутдинович изучал деятельность мозга, в дальнейшем получил удивительные результаты своих экспериментов.

В составе кафедры педагогики  остались профессор А.З.Сафиуллин, доценты Ю.И.Юричка, Р.М.Пашаева, Ю.П.Правдин, Т.К.Исхаков, старшие преподаватели  Е.В.Яценко, А.С.Гаязов,С.А.Бронников, ассистент Л.В.Юричка. С  90 -х  годов  в штате  кафедры появились преподаватели  Т.Г.Рахматуллин, В.А.Волков, Н.Р.Салимов, О.А.Вахитова, Е.А.Евсецова, Т.А.Черникова, С.Ф.Зиганшина, Л.К.Хамидуллина, А.Н.Литовченко.   С 1993 г. на кафедре педагогики открыта аспирантура.  Научное руководство аспирантами  осуществляли доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО К.Ш.Ахияров, доктор педагогических наук, профессор Ю.И.Юричка, доктор педагогических наук, профессор Р.З.Тагариев, доктор педагогических наук, профессор М.И.Гарипов, доктор педагогических наук, профессор И.М.Синагатуллин, доктор педагогических наук, профессор А.С.Гаязов, кандидат педагогических наук, доцент Ю.П.Правдин.

В период с сентября 1994 года по ноябрь 1996 года обязанности заведующего кафедрой психологии исполнял К.В.Сапегин. В 1995 году  на кафедре создан центр психологической службы, руководимый К.В.Сапегиным. Основные направления  его работы  - психологическое обеспечение образовательного процесса в институте и оказание  психологической помощи образовательным учреждениям региона. В ноябре 1996 г. на эту должность вновь была избрана по конкурсу И.И.Ахтамьянова.

После того, как она стала деканом факультета педагогики и психологии, обязанности заведующего кафедрой вновь были возложены на Константина Васильевича Сапегина.  Впоследствии с 1999 заведующей кафедрой была избрана Лариса Фаритовна Баянова.

В 2004 году решением Ученого Совета была открыта кафедра социальной педагогики под руководством И.В.Мымриной. Мымрина Ирина Валентиновна, закончила очную  аспирантуру Бирского государственного педагогического института, в 2002 году защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по теме "Подготовка будущих педагогов к работе по изучению и предупреждению девиантного поведения у детей дошкольного и младшего школьного возраста".

Доцент И.В.Мымрина начинала свою педагогическую деятельность в детском саду компенсаторного типа, оказывающем коррекционную и реабилитационную помощь детям с отклонениями в развитии и с задержкой психического развития.

Преподаватели и сотрудники кафедры: ассистент Гулина Лиана Димовна, являлась соискателем ученой степени кандидата социологических наук, вела семинарские занятия по теории социальной работы, технологии социальной работы, социальной политике, основам социальной работы и др; Краснова С.Н. кандидат педагогических наук, доцент, защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по теме "Дополнительное образование в становлении активной жизненной позиции старшеклассников" в 2004 году. На протяжении многих лет являлась заместителем директора по учебно-воспитательной работе Детско-юношеского центра "Космос" г. Бирска, является куратором студенческих групп, осуществляя воспитательную работу. Юричка Алексей Юрьевич, кандидат педагогических наук, в 2003 году закончил очную аспирантуру БГПИ по специальности 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Кафедра осуществляла подготовку специалистов по следующим направлениям: Педагогика и психология. Социальная педагогика; Организация работы с молодежью; Социальная работа.  В апреле 2005 года коллегия Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Министерства образования и науки Российской Федерации приняла решение об изменении статуса института на Бирскую государственную социально-педагогическую академию. БирГСПА в 2005-по 2012 продолжила свою деятельность, ориентируясь на новые требования, которые стали предъявляться к новому статусу.  В 2009 году была лицензирована новая основная образовательная программа "Социальная работа" (магистратура). С 2010 года кафедрой руководила кандидат педагогических наук, доцент Татьяна Альбертовна Черникова. С 2011 г.  кафедрой педагогики  руководил кандидат педагогических наук, профессор Бронников Сергей Анатольевич.

С 1 сентября 2018  произошло слияние кафедры педагогики и психологии и кафедры  социальной педагогики и социальной работы.

 

С 2018 года по настоящее время заведующим кафедрой ППиСР является профессор Бронников Сергей Анатольевич.