Научно-исследовательская деятельность

                         

 

                                                             

 

 

        Научная деятельность кафедры включает в себя организацию и проведение научных исследований в соответствии с профилем кафедры в рамках международных, российских, региональных и университетских научно-исследовательских программ и проектов, а также на хоздоговорной основе. Коллектив кафедры ведёт научно-исследовательскую работу по четырем направлениям:

1. "Поэтика русской литературы нового и новейшего времени" (доктор филологических наук, профессор И.Ш. Юнусов)

2. "Антропоцентрическое направление в лингвистике" (кандидат филологических наук, доцент З.С. Ахматьянова)

3. "Язык и литература в поликультурном пространстве" (доктор филологических наук, профессор А.Ш. Абдуллина)

4. "Современные технологии преподавания русского языка, литературы в школе и вузе" (кандидат филологических наук, доцент О.В. Лысова)

       Актуальной для кафедры является разработка хоздоговорных тем, получение грантов. В этом направлении уже сделан определённый задел: преподаватели активно ведут работу над оформлением личных заявок для участия в конкурсе на соискание грантов РГНФ.

       Кафедра филологии в настоящее время находится в состоянии динамического роста. В связи с изменившейся социально-культурной парадигмой в подразделении активно разрабатывается стратегия развития, маркетинг и связи с производством, учебно-методические и научные контакты с зарубежными и ведущими российскими вузами.

       Кафедра работает над актуальными проблемами современной лингвистики, методики преподавания русского языка и литературы, различными аспектами изучения и анализа художественного текста (на материале русской, зарубежной и башкирской литератур) и в рамках Проблемной лаборатории АН РБ при БирГСПА «Язык и литература в поликультурном пространстве». Преподаватели кафедры успешно ведут исследовательскую работу, трудятся над монографиями, учебными пособиями, принимают активное участие в научных конференциях. Кафедра регулярно проводит научно-практические конференции "Язык и литература в поликультурном пространстве", «Актуальные вопросы преподавания филологических дисциплин в поликультурном образовательном пространстве».

      Преподаватели кафедры выступают официальными оппонентами на защите диссертаций, пишут отзывы на авторефераты докторских и кандидатских диссертаций, работают над монографиями, учебными пособиями, статьями, активно сотрудничают с различными журналами. Все преподаватели кафедры участвуют в научно-исследовательской работе, в научных конференциях различного уровня.

        Результатом НИД является совершенствование содержания и форм лекций, спецкурсов, тематики ВКР, разнообразие НИРС, внедрение результатов НИД в школьную практику.

        Научно-исследовательская деятельность студентов осуществляется в традиционных формах: работа в проблемно-исследовательских группах, подготовка докладов к спецкурсам, выступлений на научных конференциях, публикаций, учебных мероприятий; индивидуальные и групповые консультации, обучение работе со специальной литературой, обучение литературоведческому, филологическому анализу. Совместная работа преподавателей и студентов заключается в подготовке выпускных и аттестационных работ, планов и конспектов школьных уроков, вопросников и тематик для внеурочных мероприятий. Все это стимулирует студентов к исследовательскому труду, формирует навыки и умения самостоятельной работы с научной литературой, приобщает к исследовательской деятельности и определяет перспективу последующего образования.

        Председатели ГИА ежегодно отмечают актуальность тематики, научную новизну и практическую направленность студенческих исследований, выполняемых в рамках ВКР. Выполнение курсовых работ обычно предполагает работу в проблемно-исследовательской группе над общей темой.

         Студенты принимают активное участие в факультетских олимпиадах, в работе научно-практических конференций, в конкурсах научных студенческих работ. Имеются студенческие публикации по актуальным научным проблемам.

         Ежегодно проводятся студенческие олимпиады по русскому языку, литературе и конкурсы по специальности, творческие конкурсы по социально-культурной деятельности и журналистике.

         

 

          Республиканская научно-практическая конференция школьников общеобразовательных учреждений «Совенок – 2021» совместно с МБОУ СОШ №7 г. Бирска.

 

 

Статьи в научных журналах, индексируемых в базе данных Web of Science, Scopus,

изданных преподавателями за последние годы

 

1. Абдуллина А.Ш., Ахматьянова З.С. THE CONCEPT OF "LAUGHTER" AS A FORM OF HUMOROUS DISCOURSE (USING THE EXAMPLE OF THE NOVEL "12 CHAIRS" BY I. ILF AND E. PETROV) // Modern Journal of Language Teaching Methods. 2018. –Т. 8. № 9. – С. 307-316.

2. Абдуллина А.Ш.  THE STRUCTURE OF DESCRIPTIVE MICROTEXT IN THE BASHKIR LANGUAGE // The Turkish Online Journal of Design Art and Communication. – 2018. - Т. - 8. – № S-SPTMSPCL. – С. 1886-1891.

3. Ахматьянова З.С. Ассоциативное поле слова «школа» в языковой картине мира школьника // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. – Нижний Новгород: Научно-издательский центр «Открытое знание». – 2018. – № 9 (41). – С. 36 – 46.

4. Ахматьянова З.С. Семантические параллели и контрасты в лексике неродственных языков // «European Proceedings of Social and Behavioural Sciences», 2019, Volume LIX, p. 52-60. 

5. Карамова А.А. Communicative aspect of political discourse // Religación. Vol. 4. Nº 17. Número Especial Julio 2019. P. 970-978.

6. Абдуллина А.Ш., Бурцева Е.А., Карамова А.А., Лысова О.В., Хасанов Р.Ф. SPEECH MANIPULATION AS ONE OF THE PROPERTIES OF MODERN POLITICAL DISCOURSE // ASTRA Salvensis, an VII, numãr 13, 2019. P. 413-423.

7. Юнусов И.Ш. Artistic Reception of English World in Russian Literature of XIX Century (A.S. Khomyakov, I.S. Turgenev, I.A. Goncharov, L.N. Tolstoy) //International Journal of Engineering and Advanced Technology (IJEAT) ISSN: 2249 – 8958, Volume-9 Issue-1, October 2019. Р. 7366 – 7369. 10.35940/ijeat.A3092.109119.

8. Юнусов И.Ш.  OPPOSITION OF «ONE’S OWN – ALIEN» IN IMAGOLOGICAL CONTEXT (ON MATERIAL OF «JAPANESE» PAGES OF«FRIGATE “PALLAS”» BY I.A. GONCHAROV) //Turismo: Estudos & Práticas (UERN), Mossoró/RN, Caderno Suplementar 01, 2019 http://natal.uern.br/periodicos/index.php/RTEP/article/view/190. [ISSN 2316-1493], November, 2019. P. 1 – 7.

9. Абдуллина А.Ш., Хасанов Р.Ф.., Юнусов И.Ш., Юнусова Ф.В., Карамова А.А. The strange in leo n. tolstoy’s artistic world (case study of the short story “Why”?) «Чужой в художественном мире Л.Н. Толстого (на примере рассказа «За что?»)» // Revista inclusiones issn 0719-4706 volumen 7 – número especial – julio/septiembre 2020 pp. 315-32.

10. Абдуллина А.Ш. Spanish paroemias with headword ajeno: cultural-linguistic aspect / Испанские паремии со стержневым словом ajeno: лингвокультурологический аспект (статья) // Revista inclusiones issn 0719-4706 volumen 7 – número especial – julio/septiembre 2020 pp. 315-323.

11. Карамова А.А. The use of  socially significant concepts by native speakers of the Turcoman language (experimental study) // Revista Inclusiones. 2020. Т. 7. № S4-6. С. 292-302.

12. Ганеева Г.Г. Linguocultural Analysis of the Conceptual Framework “Family”in the Works of Mustai Karim // International Journal of Society, Culture & Language. – 2021. – №9 (2). – С. 151–159.

13. Лысова О.В. Sequel as a type of metatext practice: philosophical perspective // Journal of Educational Psychology (ISSN23104635-Peru-WoS), 00, 748167.- 2021.

14. Абдуллина А.Ш. Actualization of Optative Mood in Russian Paroemias.Актуализация оптативного наклонения в русских паремиях // APPLIED LINGUISTICS RESEARCH JOURNAL  Том: 5  Выпуск: 2  Стр.: 200-204. -2021.

 

Статьи в научных журналах из списка ВАК, изданных преподавателями за последние годы

 

1. Лысова О.В., Лысова А.И. Работа по формированию навыков выразительного чтения у учащихся  (Подготовка к устной части ОГЭ по русскому языку) // Русский язык в школе. – 2018. – № 6. – С.38 -42

2.  Ахматьянова З.С. Организация работы с лингвистически одарёнными детьми в системе электронного образования // Вестник ЧелГУ. – 2018. – № 1 – С. 18 – 27.

3. Абдуллина А.Ш., Карамова А.А. Повтор в ритмической организации прозы Т. Гиниятуллина («Загон», «Гегемон») // Проблемы востоковедения. – 2018. - № 1 (79). – С. 44-48

4. Абдуллина А.Ш., Бурцева Е.А., Лысова О.В. Новаторские приемы создания художественных образов в прозе В.Г. Распутина (к вопросу об особенностях поэтики повести «Последний срок») // Общественные науки. 2018. № 1. С. 85-93.

5. Бурцева Е.А., Батухтин И.Ю. «Универсальная истина» А.С. Пушкина: К постановке вопроса о библейских и коранических источниках стихотворения «Пророк» // Филологические науки. Вопросы теории и практики: Научно-теоретический и прикладной журнал. - № 7 (85), часть 1. – Тамбов: Грамота, 2018. – 211 с.

6. Хасанов Р.Ф. Эволюция образа национального героя в башкирском романе // Филологические науки. Вопросы теории и практики.- № 5 (83).- 2018. Ч. 2. С. 287-292

7.. Безруков А.Н. Диалог художественных сознаний как верификация эстетических координат (Иван Бунин – Милан Кундера – Карлос Кастанеда – Виктор Пелевин) // Филология и человек. – 2018. – № 3. – С. 77-88.

8. Абдуллина А.Ш. Символы снов в романе Т. Гариповой "Бөйрәкәй" ("Буренушка") // Проблемы востоковедения. 2019. № 2 (84). С. 39-45.

9. Каскинова Г.Н. Изучение аффиксоидов и их аналогов в английском языке // Современное педагогическое образование. – 2019. – № 11.  – С. 166-170.

10. Ахматьянова З.С. Средства эстетического воспитания студентов вуза // Современный ученый № 5, 2020. - 142 - 145.

11. Карамова А.А. Средства репрезентации концепта РОССИЯ в текстах политического дискурса (на материале предвыборных программ президентских выборов 2018 г.) // Политическая лингвистика. 2020. № 4 (82). С. 32-39.

12. Безруков А.Н. Элементы восточной поэтики как регулятивный инструментарий современного литературного процесса // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. – 2020. – № 1. – С. 138-145.

13. Абдуллина А.Ш., Лысова О.В. Гармония цветообраза в поэзии С. Есенина как визуализация теории цвета // Международный научно-исследовательский журнал. – 2021. - ▪ № 3 (105) ▪ Часть 3 ▪ Март – С. 143-146.

14. Бурцева Е.А. Гуманистическое мировоззрение, выраженное в художественной картине мира поэзии М.Ю. Лермонтова // Международный научно-исследовательский журнал. - № 10 (112). - Часть 3: Октябрь. – Екатеринбург, 2021. – С. 223-245.

15. Юнусов И.Ш. Этноним «татарин» в поэтике Л. Н. Толстого // Филология и культура. PHILOLOGY AND CULTURE. 2021. № 2 (64). - С. 225 -233.

16. Хасанов Р.Ф. Роман Ивана Акулова «Касьян остудный» и его герои // Известия Волгоградского госпедуниверситета. - 2021 - № 5. - С. 159-166.

17. Абдуллина А.Ш. Тема искусства в произведениях А. Генатулина // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 14. № 3. - С. 631-634.

18. Карамова А.А. Средства репрезентации концепта «народ» в текстах политического дискурса (на материале предвыборных программ президентских выборов 2018 г.) // Политическая лингвистика. — 2021. — № 5 (89). — С. 12-20.

19. Юнусов И.Ш., Юнусова ф.В. Поэтика заглавия повести А. Гилязова "Три аршина земли" в контексте русской литературы XIX века.//Филология и культура Philology and Culture 2022. № 4 (70). С. 127 - 134.

20. Абдуллина А.Ш., Лысова О.В., Нигматуллина Л.А. Разговорный стиль в романе А. Генатулина “Загон”.//Международный научно-исследовательский журнал ▪ № 3 (117) ▪ Часть 3 ▪ Март. – С.166- 169.