Образовательная деятельность кафедры

 

 

 

 

     Образовательная деятельность кафедры направлена на реализацию программ высшего образования по направлениям

       Подготовка магистров ведется по следующим направлениям:

         

       45.04.01 Филология. Профиль: "Филология в диалоге культур"

     44.04.01. Педагогическое образование. Профиль: «Преподавание филологических дисциплин с использованием технологий искусственного интеллекта»

 

          Подготовка бакалавров ведется по следующим направлениям:

        44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Профили: "Русский язык и литература", "Русский язык как иностранный"

          44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Профили: "Родной (башкирский) язык и литература", "Русский язык"

          44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Профили: "Родной (марийский) язык и литература", "Русский язык и литература"

          44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Профили: "Родной (башкирский) язык и литература", "Русский язык и литература"

          44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Профили: “Русский язык”, "Литература"

          44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Профили: "Русский язык и литература", "Дополнительное образование (журналистика)"

          44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Профили: "Родной (башкирский) язык и литература", "Иностранный (английский) язык"

          51.03.03 Социально-культурная деятельность.  Профиль: "Социально-культурная деятельность в индустрии досуга"

       

        Учебно-методическое обеспечение: ФГОС, ООП, РПД, методические материалы 

       Учебно-методическая работа, как один из важнейших видов кафедральной деятельности, определяет содержание работы профессорско-преподавательского состава и качество подготовки бакалавров и магистров.

       Учебно-методическая работа кафедры представляет собой целостную систему взаимосвязанных приемов, форм и методов, планомерно и целенаправленно используемых основными организационно-методическими структурами кафедры и преподавателями в целях повышения эффективности и качества учебно-воспитательного процесса и совершенствования методического мастерства преподавателей.

       Основными направлениями учебно-методической работы кафедры являются:

– дальнейшее совершенствование содержания и организационных форм и методов филологического образования студентов университета;

– реализация личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе с целью развития творческой индивидуальности и профессиональной самостоятельности будущих специалистов;

– совершенствование творческого взаимодействия с органами управления образованием и образовательными учреждениями.

       В контексте фундаментализации университетского образования преподавателями кафедры постоянно совершенствуются учебные программы в аспекте усиления методологических и теоретических основ преподаваемых учебных дисциплин, обновляются списки рекомендуемой для студентов литературы с использованием интернет-источников.

        Коллектив кафедры осознает, что будущее высшего профессионального образования связано с развитием информационного пространства, возможностями дистанционного образования. А это требует от преподавателей активного освоения информационных технологий и, в частности, большой и кропотливой работы по созданию электронных учебных пособий. В этом направлении организована работа по совершенствованию методического обеспечения учебного процесса по дисциплинам кафедры.

      При конструировании технологий обучения преподавателями кафедры особое внимание уделяется созданию оптимальных условий для эффективной организации учебно-познавательной и исследовательской деятельности студентов, а также интенсифицируется их самостоятельная деятельность, что диктуется явным дефицитом бюджета времени отводимого на аудиторную работу. Основными формами и методами организации СРС являются исследовательское аннотирование источников, анализ перспективных филологических исследований, проведение опытно-экспериментальной работы в школах (анкетирование, беседы, изучение продуктов деятельности учащихся, тестирование и др.), анализ эмпирических материалов экспериментальной работы, выполнение исследовательских заданий и др.

      Среди новых форм обучения сотрудниками кафедры отдается предпочтение современным технологиям обучения: учебный диалог, отработка диалогового взаимодействия в учебном процессе, проектные формы работы, организационно-деятельностные игры, учебные дискуссии, дидактические игры, учебные конференции.

  Преподавателями кафедры ведется активная работа по руководству курсовыми, выпускными квалификационными работами, ежегодно обновляется тематика курсовых работ. При формулировании тем выпускных работ учитывается специфика факультета, современные тенденции филологической, педагогической науки и образовательной практики, национально-культурные особенности региона.

        В течение последних пяти лет кафедрой ежегодно проводятся олимпиады среди филологически одаренных студентов и школьников, которые свидетельствуют, что достаточно много молодых людей с хорошим творческим потенциалом, умеющих теоретически мыслить, обладающих достаточным багажом знаний, способных к поисковой деятельности.

      

       

     

      В системе профессиональной подготовки будущих педагогов педагогическая практика всегда считалась приоритетным этапом. Даже в рамках дополнительной квалификации подготовка преподавателя немыслима без педпрактики. Совершенствованию содержания и организации педпрактики на кафедре уделяется большое внимание. Поэтому этот вопрос постоянно рассматривается на заседаниях кафедры.

 

 

 

 

 

Филологические конкурсы

 

 

Будущие педагоги

 

      

Школьные дискуссии

 

      В целях совершенствования контроля результатов учебной деятельности студентов на кафедре активно внедряется модульно-рейтинговая система контроля, что во многом позволяет стимулировать самостоятельную работу студентов, систематизировать учебный процесс, что дисциплинирует и повышает познавательную деятельность.

         С целью интеграции образовательных учреждений на основе сквозных программ в формате вуз – школа – библиотеки – музеи – СМИ  с 2011 года функционирует научно-методический кластер «Филология», созданный на базе МБОУ СОШ №7 г. Бирска и кафедры филологии БФ БашГУ.

       Одним из основных направлений работы кластера «Филология» является разработка целостной системы целенаправленной работы с филологически одаренными детьми; развитие системы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в общеобразовательных учреждениях; расширение возможностей участия в творческих конкурсах, проектах, олимпиадах, научно-практических конференциях.

       В 2018 году на базе кафедры филологии была создана экспериментальная лаборатория по внедрению инновационных технологий преподавания литературы в школе. Результатами работы стали мастер-классы с применением кейс-технологий, способствующие более углубленному изучению произведений художественной литературы без отрыва от жизненных реалий. В перспективе работы – апробация новых технологий в средней и старшей щколе, публикация результатов исследования.

                 Литературный квиз -2023

      Осенью 2024 года исполнилось 210 лет со дня рождения великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова (1814-1841). К лермонтовскому юбилею на ФФиМК БФ УУНиТ начали готовится заранее. Программу Лермонтовского марафона открыл круглый стол на тему «Башкирский след в сохранении творческого наследия М.Ю. Лермонтова». Студентами была проведена кропотливая исследовательская работа, которая позволила выяснить, каким образом имя Лермонтова связано с Башкирией. 

      Продолжился Лермонтовский марафон театральной постановкой по мотивам пьесы Лермонтова «Маскарад», подготовленной студентами 3 курса. В 7 аудитории собрались ценители театра всех возрастов. В гости к студентам пришли и школьники – восьмиклассники МБОУ СОШ № 7 города Бирска с классным руководителем Г.А. Закировой и учителем русского языка и литературы Г.М. Давлетшиной.  Лермонтовский марафон, как и лермонтовский юбилей завершен. Проделана большая работа по сохранению лермонтовского наследия. Творчество поэта – это важная часть российской культуры, поэтому знать и пропагандировать его – обязанность каждого образованного человека и тем более тех, кто в будущем собирается связать свою жизнь с профессией учителя. 

        Организаторы проекта «Лермонтовский марафон-2024» выражают огромную благодарность Отделу развития молодежных грантов УУНиТ за помощь в его реализации!

             Лермонтовский марафон - 2024