На кафедре работает 16 штатных преподавателей. Из них 1 доктор педагогических наук, профессор, 14 кандидата педагогических наук, 7 доцентов; 99 % специалистов работают с учеными степенями;
В настоящее время научно-методическая и научно-исследовательская работа реализуются по следующие направления 44.03.05 Педагогическое образование с двумя профилями подготовки «Дошкольное образование», Педагогика дополнительного образования»; 44.03.05 Педагогическое образование с двумя профилями подготовки «Начальное образование», Изобразительное искусство»; 44.03.01 Педагогическое образование, профиль подготовки «Начальное образование»; "Дошкольное образование", 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль подготовки «Логопедия»; 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль подготовки «Дошкольная дефектология»; 44.04.01 Педагогическое образование программы магистратуры: "Начальное образование", "Менеджмент дошкольного образования", "Профессионально-педагогический инжиниринг в образовательных организациях". 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование программа магистратуры "Логопедия".
Основными направлениями научно-исследовательской деятельности кафедры являются:
- подготовка учителя к работе в поликультурном социуме;
- народная педагогика, этнопедагогика, этнопсихология;
- дидактическое тестирование в начальной школе;
- профессиональная подготовка будущего учителя начальных классов к работе с детьми, имеющими речевые нарушения;
- экологическое образование и воспитание младших школьников;
- проблемы социализации личности младшего школьника в процессе обучения и воспитания;
- развитие эмоционально-эстетической культуры будущего учителя;
- этнохудожественное образование средствами изобразительного искусства;
- эстетическое воспитание средствами декоративно-прикладного искусства Башкортостана
- реализация интегрированного подхода в процессе подготовки будущего учителя начальных классов;
- роль цифровых образовательных технологий в образовательном процессе ДОО;
- формирование цифровых компетенций у детей дошкольного возраста средствами робототехники;
- влияние интерактивной лаборатории на развитие личности дошкольников;
- развитие творческих способностей дошкольников средствами мультистудии;
- организация инклюзивной среды в условиях ДОО.
Разработанные направления учитывают не только научные интересы преподавателей, но и потребности практических работников ДОО Республики Башкортостан. Итоги научно-исследовательской деятельности регулярно обсуждаются на научно – практических конференциях разного уровня.
Научная школа профессора Синагатуллина И.М.
Общая тема научно-исследовательской деятельности коллектива школы - «Организация образования в поликультурном социуме». За время существования научной школы членами школы опубликовано 16 монографий ( из них 4 – в США) и свыше 200 статей, из которых 24 – в зарубежных журналах. 11 членов научной школы защитили диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.
Коллектив школы сотрудничает и поддерживает научные и педагогические связи с Казанским федеральным университетом, Вятским госуниверситетом, Удмуртским госуниверситетом, Башкирским педагогическим университетом им М. Акмуллы, Оренбургским педагогическим университетом. Коллектив поддерживает научные связи с рядом высших учебных заведений Соединенных Штатов, Германии, Бельгии, Португалии, Бельгии, Дании, Греции, Турции. Профессор И.М. Синагатуллин был лауреатом 6-ти международных грантов и выступал с лекциями и докладами в ряде университетов США, Голландии, Германии. В 2010 году он был лауреатом гранта Фулбрайта и в течение 6-ти месяцев стажировался на кафедре поликультурного и международного образования в Университете Сан Франциско. По результатам стажировки была опубликована книга на английском языке "Пятнадцать проблем в образовании и как их разрешить". В 2012 году И.М Синагатуллин выезжал на три месяца по гранту DAAD (Германская служба обменов) в Педагогический университет г. Карлсруэ (Германия). В университете он выступал с лекциями перед студентами по вопросам поликультурного и глобального образования. В 2017 году И.М. Синагатуллин принял участие в международной конференции в г Порто (Португалия). В 2018 году профессор И.М Синагатуллин принял участие и выступил с докладом по теме «Влияние глобализации на вопросы образования» в международной конференции в г. Колдинг (Дания). В 2019 году принял участие в международной конференции в Политехническом университете в г. Кавала (Греция) и выступил с докладом по теме «Выгорание учителя: как разрешить эту проблему?».
И.М. Синагатуллин является индивидуальным членом Европейской ассоциации «Спейс Нетворкс» (Space Networks).
Результаты НИР преподавателей кафедры в 2021 г.
Преподаватели кафедры публикуют методические, учебные пособия и монографии в различных издательствах России: издательство БирГСПА (Бирск), Гилем Ан РБ (Уфа), издательство БашГПУ им. М.Акмуллы (Уфа), издательство УрГПУ (Екатеринбург), Гуманитарный центр Владос (Москва), а также статьи в журналах ВАК, в научных журналах, включенных в Российский научный индекс научного цитирования (РИНЦ), в научных журналах мира, индексируемых в базе данных WebofScience, Scopus и др. Например:
1. Ахмедзянова Г.Ф., Маштакова Л.Ю. Применение дистанционного обучения при реализации дополнительного профессионального образования. Успехи гуманитарных наук. 2020. № 2. С. 181-184.
2. Синагатуллин И.М., Горная Т.И., Яппарова Э. Н. Цифровая глобализация и ее влияние на образование. Педагогический журнал Башкортостана. -2021. - №4. – С 32-39.
3. Синагатуллин И.М., Маштакова Л.Ю. Условия развития инициативной речи детей младшего дошкольного возраста. Современное дошкольное и начальное образование: традиции и инновации Материалы XI Всероссийской заочной конференции / Под ред. Маштаковой Л.Ю., Синагатуллина И.М. – Бирск: Бирский филиал Баш ГУ, 2021. – С.80-83
4. Зиганшин Ф.Н. Некоторые аспекты использования информационных технологий в начальном образовании. Современное дошкольное и начальное образование: традиции и инновации Материалы XI Всероссийской заочной конференции / Под ред. Маштаковой Л.Ю., Синагатуллина И.М. – Бирск: Бирский филиал Баш ГУ, 2021. – 92-95
5. Горная Т.И. Элементы метода М. Монтессори в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста. Современное дошкольное и начальное образование: традиции и инновации Материалы XI Всероссийской заочной конференции / Под ред. Маштаковой Л.Ю., Синагатуллина И.М. – Бирск: Бирский филиал Баш ГУ, 2021. – С.3-6
6. Валитова Г.А. Особенности технологии сотрудничества учителя начальной школы с родителями. Современное дошкольное и начальное образование: традиции и инновации Материалы XI Всероссийской заочной конференции / Под ред. Маштаковой Л.Ю., Синагатуллина И.М. – Бирск: Бирский филиал Баш ГУ, 2021. – С.20-23
7.Пономарева О.И. Развитие количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста методом проектов. Современное дошкольное и начальное образование: традиции иинновации Материалы XI Всероссийской заочной конференции / Под ред. Маштаковой Л.Ю., Синагатуллина И.М. – Бирск: Бирский филиал Баш ГУ, 2021. – С.88-92.
8.Исламова З.Ф. Формирование представлений и понятий о цвете у младших школьников средствами живописи на уроках изобразительного искусства. Современное дошкольное и начальное образование: традиции и инновации Материалы XI Всероссийской заочной конференции / Под ред. Маштаковой Л.Ю., Синагатуллина И.М. – Бирск: Бирский филиал Баш ГУ, 2021. – С.108-110.
9. Талыпова А.Ч. Профилактика и коррекция дискалькулии у детей младшего школьного возраста. Современное дошкольное и начальное образование: традиции и инновации Материалы XI Всероссийской заочной конференции / Под ред. Маштаковой Л.Ю., Синагатуллина И.М. – Бирск: Бирский филиал Баш ГУ, 2021. – С.132-134
10.Черникова М.С. Особенности подготовки дефектологов для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Актуальные вопросы комплексной реабилитации и абилитации детей и подростков с особыми образовательными потребностями и инвалидностью: психолого-педагогические аспекты: сборник докладов II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (26 февраля 2021 г.) / под ред. М.С. Черниковой. – Бирск: БФ БашГУ, 2021. – 121 с.
11. Черникова М.С. Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе самостоятельной деятельности. Современные тенденции развития теории и практики социально-педагогической, психолого-педагогической деятельности и социальной работы: Материалы II Национальной научно-практической конференции (7 декабря 2021 г.). – Бирск: Бирский филиал БашГУ, 2021. – С. 54-57.
12. Маштакова Л.Ю. Некоторые аспекты формирования эмоциональной отзывчивости детей младшего дошкольного возраста. V международная национальная научно-практическая конференция «Педагогическая наука и педагогическое образование в классическом университете».
13. Зиганшин Ф.Н. Гражданско-патриотическое воспитание студентов в государственных документах и постановлениях. Материалы Всероссийской конференции научно-методического форума. Бирск-С.Петербург, 2021. С.220-223.
14. Ахмедзянова Г.Ф. Мотивационно-ценностный компонент как важная составляющая структуры поликультурной компетентности будущего педагога. Научное знание современности. – 2021. – 1 (49). – С.5 – 8.
15. Белобородова Л.Р. Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в процессе интеграции продуктивных видов деятельности. Актуальные проблемы воспитания и обучения детей в период детства. VI Национальной научно-практической конференции (28 октября 2021 г.) / под ред. М.С. Черниковой. – Бирск: БФ БашГУ, 2021. – 87 с
16.Горная Т.И., Яппарова Э.Н. Модульное обучение в дистанционном формате. "Национальные тенденции в современном образовании", сборник статей III Всероссийской научно-практической конференции, в 5 ч.. Омск: Омская гуманитарная академия, 2021, 230с, С: 108-113.
17. Черникова М.С. Особенности инклюзивного образования в условиях дошкольных образовательных организаций. Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение лиц с особыми возможностями здоровья в образовательном процессе с применением ИКТ: Сборник докладов V Международной научно-практической конференции, 29 января 2021 г.: в 3-х ч. – Часть 1. Комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение лиц с особыми возможностями здоровья / Под ред. С.А. Бронникова, У.В. Хахалкиной. – Бирск: Бирский филиал Баш. Гос. ун-та, 2021. – С. 35-39.
18. Зиганшин Ф.Н. Поликультурные ценности в воспитании подрастающего поколения. Материалы Всероссийской конференции Воспитание гармонически развитой социально развитой личности на основе духовно-нравственных ценностей народов России. Бирск, 2021. С.103-106.
19. Ахмедзянова Г.Ф. Проектная деятельность будущего педагога. Интернаука: электронный научный журнал. – 2021. – № 2(178). – С. 68 – 69.
20. Ахмедзянова Г.Ф., Маштакова Л.Ю. Здоровьесберегающие технологии в процессе обучения студентов. Мodern Humanities Success/Успехи гуманитарных наук. – 2021. – №1. – С.11-15
21.Ахмедзянова Г.Ф., Айгишева М.И. Развитие фонематического слуха младшего школьника на уроках русского языка посредством дидактических игр. Наука в школе и вузе: Материалы республиканской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов. / Под общ. ред. А.Ф. Пономарева. – Бирск: Бирск. фил. Баш. гос.ун-та, 2021 - Часть III. -С.8-10
22. Ременникова Ю.С., Аплекова А.В. Словарный запас студента первого курса. Наука в школе и вузе: Материалы республиканской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов. / Под общ. ред. А.Ф. Пономарева. – Бирск: Бирск. фил. Баш. гос.ун-та, 2021 - Часть III. - С.10-13
23. Пономарева О.И., Ахтямова О.З. Цветные палочки Кюизенера как средство формирования представлений о составе числа у детей старшего дошкольного возраста. Наука в школе и вузе: Материалы республиканской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов. / Под общ. ред. А.Ф. Пономарева. – Бирск: Бирск. фил. Баш. гос.ун-та, 2021 - Часть III. - С.15-17
24. Исхакова Г.Т., Галиева А.А. Формирование здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении. Наука в школе и вузе: Материалы республиканской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов. / Под общ. ред. А.Ф. Пономарева. – Бирск: Бирск. фил. Баш. гос.ун-та, 2021 - Часть III. -С.20-23
25.Белобородова Л.Р., Гиндуллина Ч.К. Совершенствование основных движений у детей дошкольного возраста в подвижных играх. Наука в школе и вузе: Материалы республиканской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов. / Под общ. ред. А.Ф. Пономарева. – Бирск: Бирск. фил. Баш. гос.ун-та, 2021 - Часть III. - С.28-30
26. Горная Т.И., Зайнуллина И.И. Деятельность педагога дополнительного образования по ранней профориентации младших школьников. Наука в школе и вузе: Материалы республиканской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов. / Под общ. ред. А.Ф. Пономарева. – Бирск: Бирск. фил. Баш. гос.ун-та, 2021 - Часть III. - С.38-40
27. Калашникова О.Г., Зиннатова Л.М. Использование лечебной физкультуры и массажа в логопедической работе с дошкольниками. Наука в школе и вузе: Материалы республиканской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов. / Под общ. ред. А.Ф. Пономарева. – Бирск: Бирск. фил. Баш. гос.ун-та, 2021 - Часть III. - С.42-44.
28. Валитова Г.А., Ибакова А.В. Формирование экологической культуры посредством внеклассной работы у младших школьников. Наука в школе и вузе: Материалы республиканской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов. / Под общ. ред. А.Ф. Пономарева. – Бирск: Бирск. фил. Баш. гос.ун-та, 2021 - Часть III. -С.44-46
29. Зиганшин Ф.Н., Исламова Л.Р. Изучение числовых выражений в начальной школе в курсе математики. Наука в школе и вузе: Материалы республиканской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов. / Под общ. ред. А.Ф. Пономарева. – Бирск: Бирск. фил. Баш. гос.ун-та, 2021 - Часть III. -С.46-49
30. Черникова М.С., Ляпустина П.С. Использование цифровой педагогики в системе дошкольного образования. Наука в школе и вузе: Материалы республиканской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов. / Под общ. ред. А.Ф. Пономарева. – Бирск: Бирск. фил. Баш. гос.ун-та, 2021 - Часть III. - С.58-61
31.Ахмедзянова Г.Ф., Маштакова Л.Ю., Дмитриченко М.С. Особенности формирования звуко-буквенного анализа у младших школьников с нарушением письменной речи// Вестник педагогических наук. 2024. № 1. С. 26-30.
32Набиева А.И., Маштакова Л.Ю., Ахмедзянова Г.Ф. Практическое использование экологических игр как средства речевого развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи//Педагогическое образование. 2024. Т. 5. № 2. С. 290-296.
33. Шайдуллина Л.Т., Маштакова Л.Ю. Lego-педагогика как новейшее направление в логопедической работе// Педагогическое образование в России – №6. – 2023
34. Зиганшин Ф.Н. Компоненты методики формирования у школьников навыков решения геометрических задач.// Современное педагогическое образование № 11, 2023.- С.172-175.
35. Ахмедзянова Г.Ф., Маштакова Л.Ю., Гайнуллина Р.П. Интегрированный подход в ходе организации литературного чтения и изобразительной деятельности в начальной школе// Вестник педагогических наук – 2023. – №1. – С.25-31
36. Ижбулдина Л.Ю., Горная Т.И., Синагатуллин И.М. Особенности этнокультурного воспитания учащихся начальной школы // Педагогический журнал. - 2023. - Т. 13. - № 1А. - С.38-44. - Импакт-фактор 0.218. - К2. 4 п.л/0,15 п.л.
37. Закиров И. М.,Тулкубаева Е. В., Синагатуллин И.М. Некоторые вопросы состояния сельской школы и подготовки к ней будущего учителя // Педагогический журнал. – 2023. -Том 13. - № 1A. – С.531-541. -Импакт-фактор 0.218. - К2.
38. Черникова М.С. Формирование цифровых компетенций дошкольников//Педагогический журнал, т. 13, № 4-1, С. 399-403, - 2023 г.
39. Шамшитова А.И., Пономарева О.И.Проектирование модели воспитательного процесса в поликультурной среде школы// Педагогический журнал. - Том 13, №4А, 2023. - С.197-204
40. О. Г. Калашникова, А. Ч. Талыпова, Ю. А. Четвергова Реализация комплексного подхода в развитии логического мышления младших школьников на уроках математики// Педагогическое образование. – 2022. – Том 3, № 7. – С. 145-158.
41. Ахмедзянова Г.Ф., Маштакова Л.Ю. Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста фразеологизмами.// Успехи гуманитарных наук. 2022. №9. С.221-227.
42. Маштакова Л.Ю., Гаврилова М. Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников средствами художественных произведений о природе на уроках литературного чтения.//Педагогическое образование. 2022. Т.3.№8. С.156-159.
43. Зиганшин Ф.Н. Некоторые аспекты математической подготовки будущих педагогов начальной школы. //Педагогическое образование. №7, 2022г С.53-58.
44. Зиганшин Ф.Н. Методологические аспекты обучения школьников решению геометрических задач. // Современное педагогическое образование. №11, 2022г. С. 46-51.
45. Синагатуллин, И. М Способы педагогического взаимодействия со студентами в эпоху цифровой глобализации // Педагогический журнал Башкортостана. – 2022. - №3. – С.105-113.
46. Калашникова, О. Г., Талыпова, А. Ч,. Синагатуллин, И. М. Некоторые вопросы формирования цифровой компетентности студентов университета в эпоху глобализации. //Вестник марийского университета. – 2022. - №3. – С.312-317.
47. Синагатуллин И. М., Асеева Л. Р. Педагогические инновации в начальном образовании. //Педагогический журнал. – 2022. – Т.12. – 2А. – С.220-227.
48. Крылосова Л.А., Пономарева О.И. Готовность педагогического коллектива дошкольной образовательной организации к инновационной деятельности.// Педагогическое образование в России, 2022. №5 С.39-49.
Заярнюк А.Н. Трансформация образовательной системы региона в современных условиях развития цифровой экономики. // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2022. - №11-1. - С.130-138.
49. Синагатуллин И.М. Цифровая глобализация и ее влияние на профессиональный рост и эффективность работы учителя начальных классов. Образование, профессиональное развитие и сохранение здоровья учителя в 21 веке // Сб. научных трудов Восьмого международного форума по педагогическому образованию: часть 3. – Казань: КФУ, 2022. – С.358-362.
50. Зиганшин Ф.Н. Патриотическое воспитание подрастающего поколения в современных реалиях.// Материалы всероссийского научно-методического форума. Бирск, 2022.
51. Ахмадуллина Л.Ф., Исхакова Г.Т. Основные аспекты процесса разработки модели комплексно-тематического планирования образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.// Тенденции развития науки и образования. – Часть 4 (май 2022г.). - № 85. – С. 24-26.
Список публикаций студентов факультета педагогики (2020-2024 гг)