ЗАЯВКА
НА ПОЛУЧЕНИЕ СТАТУСА ФЕДЕРАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ
1. СВЕДЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ-СОИСКАТЕЛЕ
1.1. Бирский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Башкирский государственный университет» Бирский филиал БашГУ
1.2. Ганеев Винер Валиахметович, И.о. директора Бирского филиала БашГУ, кандидат филологических наук, доцент
1.3. Юридический адрес: 452453, Башкортостан, г. Бирск, ул. Интернациональная, 10
Фактический адрес: 452453, Башкортостан, г. Бирск, ул. Интернациональная, 10
1.4. Контактный телефон: (34784)4-04-55 – приемная, e-mail: academy@birsk.ru
1.5. Официальный сайт. Ссылка на раздел официального сайта организации-соискателя с информацией о проекте (программе) (информация на сайте должна соответствовать информации, представленной в заявке).
https://www.birsk.ru/- официальный сайт Бирского филиала БашГУ
http://www.birskdo.ru/ - раздел официального сайта Бирского филиала БашГУ с информацией о проекте (программе)
1.6. Решение органа самоуправления организации-соискателя на участие в реализации проекта (программы).
Выписка из протокола от 31 августа 2021 г. № 1 заседания Ученого совета Бирского филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Башкирский государственный университет» Бирский филиал БашГУ
1.7. Уровень образования, на развитие которого направлен проект (программа). Ссылка на устав организации-соискателя, в соответствии с которым организация-соискатель осуществляет образовательную деятельность по образовательным программам соответствующего уровня образования.
Дополнительное профессиональное образование, включает профессиональную переподготовку и курсы повышения квалификации
https://www.birsk.ru/sites/default/files/uploads/sveden/Ustav_no1205_ot_22.10.2015.pdf
1.8. Опыт успешно реализованных проектов (программ) организации-соискателя, включая опыт участия в федеральных, целевых, государственных, региональных и международных программах
№ п/п |
Наименование проекта (программы) |
Год реализации проекта/участия в программе |
Виды работ, выполненные организацией-соискателем в рамках проекта/программы
|
1. |
Грант регионального конкурса Российского гуманитарного научного фонда "Урал: история, экономика, культура" 2016- Республика Башкортостан. Научно-исследовательский проект «Разработка стратегии импортозамещения в агропродовольственном комплексе Республики Башкортостан» (№ 16-12-02004 а/У).Руководитель проекта: Стовба Е.В. 200000 руб. |
2016 г |
Разработка Научно-исследовательского проекта «Разработка стратегии импортозамещения в агропродовольственном комплексе Республики Башкортостан» |
2. |
Грант «Фольклор курганских башкир (экспедиция)» (№16-14-02610). РГНФ, Региональный конкурс "Урал: история, экономика, культура" 2016 – Республика Башкортостан. Руководитель Фатхуллин А.А. Сумма 200000 руб. |
2016 г. |
Проведение Фольклора курганских башкир (экспедиция) |
3. |
Грант регионального конкурса Российского фонда фундаментальных исследований "Урал: история, экономика, культура" 2017 - Республика Башкортостан. Научно-исследовательский проект «Разработка стратегии импортозамещения в агропродовольственном комплексе Республики Башкортостан» (№ 16-12-02004 а/У).Руководитель проекта: Стовба Е.В. Объем финансирования на 2017 г.: 200 тыс. руб. |
2017 г. |
Проведение фундаментальных научных исследований. |
4. |
Грант РФФИ «Фольклор башкир Саракташевского и Кувандыковского районов Оренбургской области (экспедиция)» Руководитель проекта доцент Фатхуллин А.А., Объем финансирования 300000 руб. |
2017 г. |
Проведение Фольклор башкир Саракташевского и Кувандыковского районов Оренбургской области (экспедиция) |
5. |
Грант Федерального агентства по делам молодежи на проведение Второго этапа III Всероссийского студенческого фестиваля исторической реконструкции «Река времени» в размере 1900 тыс. руб. Руководитель Хамидуллин Р.Р. |
2018 г. |
Проведение фундаментальных научных исследований. |
6. |
Грант РФФИ «Стратегическое планирование социально-экономического развития сельских территорий Республики Башкортостан на основе методологии форсайта» в размере 195 тыс. руб. Руководитель Стовба Е.В. |
2019 г. |
Проведение фундаментальных научных исследований. |
7. |
РФФИ № 19-410-020016 "Стратегическое планирование социально-экономического развития сельских территорий Республики Башкортостан на основе методологии форсайта", конкурс - Региональные конкурсы проектов фундаментальных научных исследований Стовба Е.В.Объем финансирования: 200 тыс. руб |
2020 г. |
Проведение фундаментальных научных исследований. |
8. |
Грант государственной системы представления персональных цифровых сертификаты на развитие компетенций цифровой экономики в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» Руководитель: Черникова М.С. Сумма: 2500тыс.руб. |
2020 г. |
Разработка реализация программы курсов повышения квалификации для педагогических работников образовательных организаций «Методика организации кружковой работы по конструированию и робототехнике с детьми дошкольного и младшего школьного возраста».
|
2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА (ПРОГРАММЫ)
2.1. Наименование проекта (программы) организации-соискателя.
Формирование компетенций цифровой педагогики у педагогов системы дошкольного образования
2.2. Период реализации проекта (программы).
С 10.01.2022 г. по 18.12.2024 г.
2.3. Направление деятельности инновационной площадки, в рамках которого реализуется представленный проект (программа).
Разработка, апробация и (или) внедрение методик подготовки, профессиональной переподготовки и (или) повышения квалификации кадров, в том числе педагогических, научных и научно-педагогических работников и руководящих работников сферы образования, на основе применения современных образовательных технологий.
2.4. Цель (цели) проекта (программы)
Разработка, апробация и внедрение методик подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров, в том числе педагогических, научных и научно-педагогических работников и руководящих работников сферы дошкольного образования, на основе применения методов, средств и технологий цифровой педагогики.
2.5. Задача (задачи) проекта (программы).
1. Разработать методику применения технологий цифровой педагогики в системе дошкольного образования, совершенствование цифрового образовательного пространства – усиление лаборатории цифровой педагогики на базе Бирского филиала БашГУ.
2. Разработать и реализовать программы курсов повышения квалификации профессиональной переподготовки по формированию компетенций цифровой педагогики у педагогов, менеджеров, специалистов, работающих с детьми дошкольного возраста.
3. Обобщить и распространить передовой опыт и лучшие практики по применению технологий цифровой педагогики в системе дошкольного образования на педагогическом форуме, площадке мастер-классов, образовательном практикуме.
2.6. Предмет предлагаемого проекта (программы).
Методика и инновационные технологии формирования педагогических цифровых компетенций у педагогов, менеджеров, специалистов системы дошкольного образования.
2.7. Обоснование значимости проекта (программы) для развития системы образования:
2.7.1. Проблематика проекта (в частности, противоречие, на преодоление которого направлен проект).
В настоящее время существует значительный разрыв между темпами цифровизации социума и образования, а так же подготовкой педагогических работников к педагогической деятельности в цифровой среде в условиях цифровизации образовательного процесса. Отмечается высокая скорость изменений и роста новых знаний практически для всех сфер человеческой деятельности и уровней образования. Обновление содержания общего образования через государственные стандарты происходит постоянно, при этом уровень применения и степень включенности цифровых технологий в образовательный процесс растет. В высоком темпе должны обновляться и совершенствоваться цифровые компетенции всех участников образовательной системы. Цифровая среда не может эффективно функционировать без специально подготовленных преподавателей, владеющих навыками цифровой педагогики по вопросам применения информационно-коммуникативных технологий в различных сферах жизни, содействия развитию цифровой грамотности различных групп населения. В этих условиях становится актуальной задача разработки программ по формированию и развитию цифровых компетенций педагогов, позволяющих осуществлять оценку цифровых компетенций педагогов. Анализ существующих программ повышения квалификации показал не готовность системы переподготовки соответствовать новым требованиям цифровизации общего образования, реализации национального проекта «Образование» и перехода Российской Федерации к экономике знаний.
2.7.2. Инновационный потенциал проекта (какие новые нормы (институты) появятся в результате реализации проекта, какие новые отношения будут регулировать новые нормы);
Научно-техническая революция как новая реальность привела к появлению новых терминов, в том числе включающих определение «цифровая» – цифровая экономика, цифровое искусство, цифровая педагогика, цифровые медицина и здравоохранение и т.п.
Конструирование, робототехника, 3d-моделирование – междисциплинарная область человеческой деятельности (электроника, программирование контроллеров, дизайн сложных систем, управление сложными проектами). формирование устойчивого интереса к инженерным специальностям.
Исходя из этих тенденций, и должна строиться работа в области цифровой педагогики. Цифровая педагогика использует цифровые инструменты для повышения качества преподавания и обучения.
2.7.3. Практическая значимость проекта (результаты проекта, имеющие практическую значимость).
Уточнено понятие «цифровая педагогика», определены принципы и подходы формирования цифровых компетенций у педагогов образовательных организаций.
В рамках курсов повышения квалификации каждый слушатель разработает свой проект, апробирует и внедрит его в дошкольную образовательную организацию.
У детей дошкольного возраста формируются начала цифровых компетенций.
У родителей сформируются знания и умения по применению средств цифровой педагогики в семейном образовании и воспитании.
В дошкольных образовательных организация будут создаваться филиалы Лаборатории цифровой педагогики, что характеризует значимость проекта (программы), будет применять полученный опыт по реализации методик и технологий формирования цифровых компетенций в других образовательных организациях высшего образования.
2.7.4. Реализуемость проекта (реальность достижения целей и результатов проекта и пр.).
Предполагается обучение по программам курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки студентов СПО и ВО, магистрантов и педагогов, специалистов системы дошкольного образования.
В Бирском филиале БашГУ создается Лаборатория цифровой педагогики, в настоящее время закупается оборудование: Конструктор RoboRobo Робо, Конструктор UARO, Мультстудия, 3D принтер, Лаборатория Наураша для ДОУ и Начальной школы, Образовательное решение LEGO® MINDSTORMS® Education EV3, Базовый набор LEGO® Education SPIKE™ Prime. В рамках проекта данная Лаборатория будет дополнена оборудованием.
Бирский филиал БашГУ готов к реализации проекта по формированию педагогических цифровых компетенций у педагогических работников дошкольных образовательных организаций, так как принимал участие в федеральном проекте по государственной системе предоставления персональных цифровых сертификатов на развитие компетенций цифровой экономики (цифровойсертификат.рф) в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». По разработанной Образовательной программе курсов повышения квалификации «Методика организации кружковой работы по конструированию и робототехнике с детьми дошкольного и младшего школьного возраста» было обучено 179 педагогов образовательных организаций из более 50 субъектов Российской Федерации. В настоящее время, слушатели, прошедшие обучение по программе курсов повышения квалификации, создают в своих дошкольных образовательных организациях, центрах развития ребенка, дополнительного образования детей и подростков кружки по робототехнике и конструированию.
В Республике Башкортостан созданы Центры, Школы, Детские студии, Лаборатории, Техноклассы, в которых действуют кружки робототехники. На базе Бирского филиала БашГУ в 1989 г. создана Лаборатория робототехники и электроники. В лаборатории проводятся практические и лабораторные занятия с обучающимися очной и заочной форм обучения в соответствии с рабочими программами дисциплин; консультации; экзамены и др. В последние годы действует кружок по робототехнике для обучающихся образовательных организаций, участники которого принимали участие в соревнованиях по робототехнике «ИКаРёнок», робототехническом фестивале «Profest-2019». Сотрудниками лаборатории были проведены очные курсы повешения квалификации для педагогов дошкольных образовательных организаций г. Бирска РБ.
2.7.5. Корреляция проекта (программы) с национальными целями и стратегическими задачами: В соответствие с задачей 11 указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 об «обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров для цифровой экономики; преобразование приоритетных отраслей экономики и социальной сферы, включая здравоохранение, образование, промышленность, сельское хозяйство, строительство, городское хозяйство, транспортную и энергетическую инфраструктуру, финансовые услуги, посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений» проект актуален и решает поставленную задачу посредством повышения квалификации и формирования педагогических цифровых компетенций у педагогических работников системы дошкольного образования.
Проект направлен на решение указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 о национальной цели "Цифровая трансформация": «достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления»
2.7.6. Иная информация, характеризующая значимость проекта (программы).
Бирский филиал БашГУ основан в 1939 г. как Бирский учительский институт на базе Бирского педагогического училища. С 1952 г. преобразовался в пединститут, в 2005 г. получил статус академии. В 2012 году приказом МОиН РФ стал филиалом Башкирского государственного университета. Уже более 80 лет осуществляет подготовку и переподготовку, повышение квалификации педагогов образовательных организаций.
С рядом дошкольных образовательных организаций Республики Башкортостан и регионов Российской Федерации установлено сотрудничество, составлены Договора о сотрудничестве. Многие выпускники Бирского филиала, продолжают обучение в альма-матер, проходят курсы повышения квалификации, обучаются по программам профессиональной переподготовки. Менеджеры, заведующие дошкольных образовательных организаций направляют педагогических работников на повышение квалификации и профессиональную переподготовку. В Бирский филиал БашГУ охватывает территориально образовательные организации северо-запада Республики Башкортостан, представители данных районов ежегодно проходят повышение квалификации.
2.8. Исходные теоретические положения, на которых строится проект.
Теоретическую основу исследования составили: исследования в области профессиональной подготовки специалистов (А. Г. Асмолов, А. А. Бодалев, Е. М. Иванова, Я. А. Коменский, А. С. Макаренко, Б. П. Невзоров, А. В. Петровский, В. С. Селиванов, И. Ф. Харламов и другие); теория профессионального образования будущего педагога (О. А. Абдуллина, И. А. Зимняя, Э. Ф. Зеер, Н. В. Кузьмина, В.A. Сластенин, В. Д. Шадриков и другие); научные подходы исследования ПВК и их структуры (Ф. Н. Гоноболин, Г. Н. Жуков, И. Ф. Исаев, А. В. Карпов, Е. А. Климов, Л. М. Митина, Л. Ф. Спирин, В. Д. Шадриков и другие); исследование процесса оценки и самооценки ПВК (Н. А. Барская, П. Ю. Брель, И. В. Егоров, И. С. Кон, И. Д. Ксенева, С. Б. Миронова, С. Л. Рубинштейн, А. В. Хуторской, Чиеу Тхи Хьюнг и другие); исследования вопроса цифровой образовательной среды (Т.B. Александрова, Д. С. Дмитриев, Т. Н. Осинина, Н. Б. Сэкулич и другие).
Теоретические положения проекта:
1. Конкретизировано понятие Цифровая педагогика как отрасль педагогической науки, раскрывающая сущность и закономерности цифрового образования, содержание, формы и методы воспитания, образования и обучения личности при помощи IT-технологий и Интернета.
2. Определена структура цифровых компетенций: базовые, универсальные, общетехнические, специальные (отраслевые) и разработан типовой модуль цифровых компетенций для педагогических работников дошкольного образования.
3. Выявлены и реализованы условия формирования компетенций цифровой педагогики у педагогов системы дошкольного образования:
- создание цифровой профессиональной образовательной среды в условиях дошкольных образовательных организаций для эффективного профессионального взаимодействия;
- создание цифровых образовательных ресурсов, контентов, технологий с последующим применением в образовательном процессе;
- сопровождение педагога дошкольного образования в процессе использования цифровых инструментов.
2.9. Программа - календарный план реализации проекта