Научно-исследовательская деятельность

 

                                                            День российской науки на кафедре

Ежегодно 8 февраля учёные нашей страны отмечают свой профессиональный праздник - День российской науки. Традиционно в этот день в высших учебных заведениях проходят научные конференции и семинары. 

В рамках Дня науки 8 февраля 2024 года, в 14.15, в 18 ауд. на факультете филологии и межкультурной коммуникации, на базе кафедры романо-германской филологии и лингводидактики Бирского филиала Уфимского университета науки и технологий был организован и проведен научно-методический семинар «Страноведение и лингвострановедение англоязычных стран» с участием преподавателей иностранных языков, аспирантов, студентов старших курсов по профилю «Иностранный язык». 

В приветственном слове Хамидуллина Лидия Камиловна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой романо-германской филологии и лингводидактики Бирского филиала Уфимского университета науки и технологий остановилась на истории праздника. 8 февраля (по новому стилю), 28 февраля (по старому стилю) 1724 года Петром I была учреждена Российская академия наук. В 1925 году она была переименована в Академию наук СССР. Тогда День науки традиционно отмечали в третье воскресенье апреля. 7 июня 1999 года Указом президента Российской Федерации был установлен День российской науки с датой празднования 8 февраля. 

Сегодня российские учёные продолжают славные традиции, готовят учеников, создают условия для самореализации и развития талантов. В условиях высшего учебного заведения самореализация молодёжи осуществляется в научно-исследовательской деятельности студентов, аспирантов под руководством научных наставников. 

Далее слово было предоставлено молодым исследователям и их научным наставникам. С докладом выступили: 

1. Горшунов Юрий Владимирович, доктор филологических наук, профессор кафедры романо-германской филологии и лингводидактики Бирского филиала Уфимского университета науки и технологий. Тема выступления: «Прикладные аспекты изучения лингвострановедения».

2. Бобкова Елена Александровна, кандидат филологических наук, доцент кафедры романо-германской филологии и лингводидактики Бирского филиала Уфимского университета науки и технологий. Тема выступления: «Английская лингвистическая школа и лингвистическое профессиональное образование в Англии». 

3. Чиглинцева Татьяна Александровна, заместитель декана по учебной работе ФФиМК, ассистент кафедры романо-германской филологии и лингводидактики Бирского филиала Уфимского университета науки и технологий. Тема выступления: «Репрезентации концепта "богатство" в британской и русской лингвокультурах».

4. Валишина Ксения Евгеньевна, студент 5 курса ФФиМК Бирского филиала Уфимского университета науки и технологий. Тема выступления: «Английская народная сказка». 

5. Шайхутдинова Альмира Ильдаровна, студент 5 курса ФФиМК Бирского филиала Уфимского университета науки и технологий.  Тема выступления: «История и традиции английских Клубов Джентльменов». 

6. Самигулина Сабина Альбертовна, студент 5 курса ФФиМК Бирского филиала Уфимского университета науки и технологий. Тема выступления: «Невербальная коммуникация в контексте преподавания иностранных языков». 

7. Маникаева Алёна Геннадьевна, студент 5 курса ФФиМК Бирского филиала Уфимского университета науки и технологий. Тема выступления: «Национальные парки и заповедники Великобритании».

8. Хабирова Илюза Руслановна, студент 5 курса ФФиМК Бирского филиала Уфимского университета науки и технологий. Тема выступления: «Свадебные традиции в Австралии». 

В заключение было отмечено, что выступления соответствовали основной теме научно-методического семинара, отвечали требованиям новизны и актуальности выбранной автором темы, теоретической значимости, использования материала из опыта работы, аргументированности собственного мнения, владения профессиональной терминологией. Было высказано пожелание о том, чтобы научно-методический семинар, как одна из форм научно-методической работы, стал доброй традицией кафедры. Подводя итоги научно-методического семинара, молодым исследователям были вручены сертификаты, а их научным наставникам -  благодарственные письма.  

 

 

 

Сборник конференции кафедры РГФиЛ -2020

Сборник статей студентов "Студенческий альманах - 2022"

Кафедра входит в состав научно-методической школы факультета «Функциональный анализ языковых единиц разных уровней в аспектах семантики, прагматики и социокультурной специфики в лингвистике и практике преподавания иностранных языков» под руководством профессора Ю.В. Горшунова. Научно-методическая школа ставит перед собой следующие цели и задачи:

  • Изучение и описание функционирования языковых единиц разных уровней в аспектах семантики, прагматики, социокультурной специфики;
  • изучение, описание и систематизация отдельных пластов языковых единиц, являющихся составной частью лексико-грамматического минимума по изучаемым языкам, в школе и вузе;
  • изучение и обобщение передового опыта преподавания иностранных языков в школе и вузе;
  • разработка и внедрение эффективных методов и средств обучения на основе современных достижений лингвистики и педагогических технологий

Ежегодно преподаватели и студенты принимают участие в работе международных,  всероссийских и региональных конференций. По линии научно-методической школы ежегодно проходят научно-практические конференции различного уровня, выпускаются сборники научных трудов, оказывается научно-методическая, организационная помощь аспирантам и соискателям. Межвузовский сборник научных статей кафедры «структурно-семантические, когнитивные, прагматические и другие аспекты исследования единиц разных уровней. Современные проблемы лингводидактики» выходит со дня основания кафедры английской филологии в 2000 году и насчитывает 24 выпуска. Материалы сборников отражают широкий круг актуальных проблем лингвистики и лингводидактики и посвящены рассмотрению структурно-системных, семантических, прагматических, социокультурных и других аспектов языка и методических аспектов обучения иностранным языкам в русле научно-методической школы факультета ФиМК под руководством профессора Ю. В. Горшунова.

Команда студентов 3 курса иностранного отделения в составе Сайфутдиновой Луизы, Ивановой Анастасии, Нуримхаметовой Лианы под руководством преподавателей кафедры РГФиЛ доцента Бодулевой Аллы Ралифовны и старшего преподавателя Кудисовой Елены Андреевны приняла участие 4-5 апреля 2019 года в VI Всероссийской олимпиаде по иностранным языкам «Молодёжь-стратегический ресурс развития Российского общества» и заняла почетное 3 место в командном зачёте в секции «Английский язык» (общее количество участников 126 студентов и 27 школьников).  Студентка Сайфутдинова Луиза получила диплом 3 степени в личном зачёте.

На VIII Международной молодежной научно-практической конференции на иностранных языках "Современные тенденции мирового сотрудничества" было представлено более 60 докладов на английском языке, более 20 докладов на немецком языке, а также доклады на французском, китайском и русском как иностранном.

Студентка Сайфутдинова Луиза заняла 1 место в секции "Филология" и получила диплом за успешно представленный  доклад на английском языке.

Преподаватели Бодулева А.Р. и Кудисова Е.А. участвовали в работе жюри, оценивали групповые дискуссии секций английского языка и исследовательские работы на конференции.

   

 

   

Основные показатели по НИД за 2021 год:

Сотрудники кафедры опубликовали в общей сложности 55 научных публикаций, включая 32 статьи, включенные в РИНЦ, 7, включенных в перечень ВАК. Наиболее значимые публикации:
монография: Горшунов. Ю. В., Горшунова Е. Ю. Австралийский колорит рифмованного сленга. Бирск: БФ БашГУ, 2021. - 264 с.
учебно-методическое пособие: Бодулева А. Р., Газетдинова О. В., Кудисова Е. А. Практика устной и письменной речи: учебно-методическое пособие для студентов (направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Иностранный язык» («Английский язык»), 44.03.05 Педагогическое образование, профиль «Иностранный язык» («Английский язык», «Французский язык»). М.: Издательство «Перо», 2021. – 208 с.

В 2021 году Кафедра организовала и провела две научно-практические конференции. В сборнике кафедры за №26 «Структурно-семантические, когнитивные, прагматические и другие аспекты исследования единиц разных уровней. Современные проблемы лингводидактики: межвузовский сборник научных статей (Студенческий альманах). – Бирск: Бирский филиал БашГУ, 2021 представлены статьи студентов, отражающие результаты научно-методических исследований:
Галимзянова М. Р., Горшунов Ю. В. Национальная и социокультурная специфика сленга Австралии.
Глимнурова Э. Ф., Горшунов Ю. В. Коронавирус в контексте эвфемизации.
Безымянникова А.А., Бобкова Е.А. Обучение передаче аксиологических отношений в процессе формирования речевых умений на иностранном языке.
Гайнельянова А. А., Бобкова Е.А. Обучение передаче противительных отношений в формировании иноязычных речевых умений.
Иванова А. В. Роль учебных дискуссий в формировании коммуникативной компетенции старших школьников.
Нуримхаметова Л. К. Развитие творческих способностей учащихся на уроках английского языка при помощи квест-технологий.
Рогожникова А. Н., Бодулева А. Р. Лингводидактические основы проектирования речевых ситуаций в процессе овладения продуктивными речевыми умениями.
Сайпушева В.В., Горшунов Ю.В. Есть ли смысл в чтении адаптированной литературы? Советы начинающим.
Сайфутдинова Л. Р., Горшунов Ю. В. Способы использования политкорректной лексики в аутентичных текстах на уроках иностранного языка.
Сираева Э.Р., Горшунов Ю.В. Способы организации работы с пословицами и поговорками на уроках английского языка с целью формирования и развития социолингвистической компетенции (на примере УМК «SPOTLIGHT-8»)

В сборнике за №27 представлены материалы традиционной региональной научно-практической конференции, ежегодно проводимой кафедрой РГФиЛ: статьи 6 штатных преподавателей кафедры и 8 студентов. Материалы сборника отражают широкий круг актуальных проблем лингвистики и лингводидактики и посвящены рассмотрению структурно-системных, семантических, прагматических, социокультурных и других аспектов языка и методических аспектов обучения иностранным языкам в русле научно-методической школы факультета ФиМК под руководством профессора Ю. В. Горшунова.