Научно-исследовательская деятельность

 

            Республиканский форум на иностранных языках «LingvaSkills»

           5 апреля 2024 г. завершил работу Республиканский форум на иностранных языках «LingvaSkills», проходивший с 25 марта по 05 апреля 2024 г. на факультете филологии и межкультурных коммуникаций Бирского филиала Уфимского университета науки и технологий.

      В рамках форума прошли мероприятия в очном и дистанционном форматах с целью профессиональной ориентации учащихся, а также с  целью  создания условий для поддержки лингвистически одарённых детей при обучении  иностранному языку. Результаты мероприятий размещены на официальном сайте Бирского филиала   Уфимского университета науки и технологий https://www.birsk.ru.  В форуме участвовали более ста обучающихся и педагогов из разных районов Республики Башкортостан (Аскинский, Балтачевский, Бирский, Илишевский, Мишкинский, Нуримановский, Туймазинский, Чекмагушевский, Шаранский, Янаульский и др.).    

    В рамках форума 25 марта 2024 г. состоялась заочная Региональная научно-практическая конференция «Иноязычное образование в современных реалиях: проблемы и векторы развития» с участием более 30 человек, в том числе учителей иностранных языков. Цель конференции – систематизирование научно-практического опыта, поиск инновационных стратегий и технологий обучения для методики преподавания иностранного языка, способствующие развитию востребованных компетенций XXI века, используя потенциал предмета «иностранный язык». Основными направлениями работы конференции явились современные аспекты преподавания иностранных языков, лингводидактика и методика преподавания иностранных языков, языкознание, литературоведение.   Редакционная коллегия сборника материалов региональной научно-практической конференции: доктор филологических наук, профессор кафедры романо-германской филологии и лингводидактики Бирского филиала Уфимского университета науки и технологий Горшунов Юрий Владимирович и кандидат филологических наук, доцент кафедры романо-германской филологии и лингводидактики Бирского филиала Уфимского университета науки и технологий Бобкова Елена Александровна.Сборник и сертификат участника научно-практической конференции будут разосланы авторам в электронном варианте.

    С 11 марта 2024 г. по 23 марта 2024 г. прошёл дистанционный конкурс видеороликов на английском языке «LingvaMovic», посвященный Году семьи, с участием более 20 детей из разных районов Республики Башкортостан. Главная цель конкурса заключалась в раскрытии роли семьи, семейных ценностей, традиций через изучение иностранного языка; повышении качества семейного воспитания через коллективную творческую деятельность, развитии творческого начала в семьях, воспитывающих детей школьного возрастов; популяризации семейных ценностей и образа благополучной современной семьи. На конкурс были представлены работы по пяти номинациям из разных уголков Республики Башкортостан, выполненные в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению конкурсных работ. Дети участвовали в таких номинациях, как  «We Are a Happy Family» (в роликах раскрывается образ жизни своей семьи, система ценностей семьи); «Our Family Traditions» (в роликах передаются особенности семейных традиций, языка, культуры); «Our Family Hobbies and Leisure Activities» (видеоролики о праздниках, путешествиях, совместном досуге); «Family Pets» (видеоролики, в которых описывается жизнь домашних животных и их влияние на семейное воспитание); «Family Cartoon» (видеоролик, сделанный в формате мультипликации, рассказывающий о таких понятиях, как «добро», «радость», «счастье», «семья» и т.д.).  Компетентное жюри в составе преподавателей кафедры романо-германской филологии и лингводидактики Бирского филиала Уфимского университета науки и технологий кандидата филологических наук, доцента Бобковой Елены Александровны, старшего преподавателя Кудисовой Елены Андреевны и ассистента Чиглинцевой Татьяны Александровны высоко оценило конкурсные работы участников. Учащиеся успешно справились с поставленными задачами, проявили креативность и продемонстрировали должный уровень языковой подготовки. 

     С 21 марта 2024 г. по 03 апреля 2024 г. состоялся дистанционный квиз по страноведению англоязычных стран «Англоязычный мир» для учащихся 8-11 классов. В нем приняли участие 68 учащихся старших классов из средних школ нескольких районов Республики Башкортостан.  Цель квиза   развитие познавательного интереса к английскому языку и англоязычной культуре, толерантного отношения к языкам других народов в полилингвальном взаимодействии; воспитание патриотизма, любви и уважения к языкам обучающихся Республики Башкортостан и изучаемым иностранным языкам; углубление знаний и компетенций обучающихся в области изучаемого иностранного языка; активизация и развитие учебно-исследовательской деятельности обучающихся; повышение роли изучаемых языков в духовно нравственном воспитании обучающихся, их успешной социализации, воспитание у них чувства патриотизма и гражданской ответственности; использование современных образовательных технологий, в том числе в процессе языкового обучения. Заработанные за выполнение заданий квиза индивидуальные баллы будут добавлены в личное дело абитуриентов 2024-2025 гг. при подаче заявления на поступление в Бирский филиал Уфимского университета науки и технологий на факультет филологии и межкультурных коммуникаций, профили Иностранный язык (английский), Иностранный язык (французский), Иностранный язык (английский) и переводоведение. Составители и организаторы квиза кандидат филологических наук, доцент кафедры романо-германской филологии и лингводидактики Бирского филиала Уфимского университета науки и технологий  Бобкова Елена Александровна и доктор филологических наук, профессор кафедры романо-германской филологии и лингводидактики Бирского филиала Уфимского университета науки и технологий Горшунов Юрий Владимирович.

     С 22 марта 2024 г. по 31 марта 2024 г. прошла онлайн олимпиада по английскому языку для учащихся 10-11 классов с участием 17 обучающихся. Цель олимпиады – выявление значимых образовательных достижений обучающихся в освоении английского языка, развитие иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся и повышение мотивации к изучению английского языка. Составители и организаторы: старший преподаватель кафедры романо-германской филологии и лингводидактики Салина Анастасия Сергеевна и ассистент кафедры романо-германской филологии и лингводидактики   Газетдинова Ольга Владимировна.

   28 марта 2024 г. на факультете филологии и межкультурных коммуникаций Бирского филиала Уфимского университета науки и технологий           прошёл пробный ЕГЭ по английскому языку для учащихся 11 классов, в котором приняли участие 11 школьников г. Бирска и районов Республики Башкортостан. Учащиеся под чутким руководством старших преподавателей кафедры романо-германской филологии и лингводидактики Кудисовой Елены Андреевны и Салиной Анастасии Сергеевны выполняли задания ЕГЭ по английскому языку. Пока дети в течение трёх часов сдавали пробный экзамен, учителя и родители посетили картинную галерею и остались в восторге от экскурсии, которую провёл доцент Заярнюк Александр Николаевич. Заведующий библиотекой Лихачёва Елена Александровна и ведущий библиотекарь Набиева Зухра  Ильясовна к приезду гостей форума в читальном зале организовали выставку книг «Иноязычное образование в современных реалиях». Учащиеся, родители  и учителя иностранных языков во время очных мероприятий в университете с интересом знакомились с новинками литературы и обращали  внимание на прекрасные условия для учёбы и самостоятельной работы студентов. 

      5 апреля 2024 г. согласно программе форума кафедра романо-германской филологии и лингводидактики вместе с детьми, их родителями, учителями иностранных языков собрались в 17 аудитории факультета филологии и межкультурных коммуникаций на заключительное мероприятие. К участникам форума с приветственными словами обратились декан факультета филологии и межкультурных коммуникаций, кандидат педагогических наук, доцентЛысова Ольга Васильевна и заведующий кафедрой романо-германской филологии и лингводидактики, кандидат педагогических наук, доцент Хамидуллина Лидия Камиловна.  Они выразили благодарность за участие в форуме и надежду на новые встречи, плодотворное сотрудничество в будущем. Студенты 23 группы под руководством ассистента кафедры романо-германской филологии и лингводидактики Газетдиновой Ольги Владимировны в игровой форме ознакомили учащихся с достопримечательностями г. Бирска и с Бирским филиалом Уфимского университета науки и технологий.

     Очный этап форума проходил в виде интерактивного квеста на иностранных языках «Language Giants», который был подготовлен студентами 43 группы под руководством старших преподавателей кафедры романо-германской филологии и лингводидактики Кудисовой Еленой Андреевной и Салиной   Анастасией Сергеевной. Квест состоял из лингвистических заданий для старшеклассников. Не остались без внимания и дети младшего возраста, которые приехали на форум из Аскинского района с родителями и учителем иностранного языка, руководителем студии развития Bright Валинуровой Лианой Кадимовной. Для них студенты 43 группы Галиева Илнура, Пилипенко Ангелина, Рашитова Ирина, Шаверская Дарья придумали увлекательные задания по английскому языку. 

    По результатам всех мероприятий состоялось торжественное награждение победителей и призёров, которые получили дипломы, памятные подарки от Бирского филиала Уфимского университета науки и технологий, а все участники – сертификаты. 

     По итогам форума участники поблагодарили организаторов – руководство факультета филологии и межкультурных коммуникаций  и профессорско-преподавательский состав кафедры романо-германской филологии и лингводидактики за высокий уровень организации мероприятий и выразили надежду на развитие лингвистического форума в будущем. 

     Благодарственные письма от имени директора Бирского филиала Уфимского университета науки и технологий, кандидата филологических наук, доцента  Ганеева Винера Валиахметовича и декана факультета филологии и межкультурных коммуникаций, кандидата педагогических наук, доцента  Лысовой Ольги Васильевны вручены преподавателям кафедры романо-германской филологии и лингводидактики за активное участие в организации и проведении лингвистического форума.   

    Пусть форум станет большим успешным начинанием, благодаря которому увеличится количество желающих изучать иностранные языки и желающих поступить в Бирский филиал Уфимского университета науки и технологий. Добро пожаловать, уважаемые абитуриенты, в наш замечательный университет!                        

2682b56e-d25b-4ed6-b276-43c74b98ed9b.JPG
6a32d1a6-0c74-4f3d-a242-dab1a428f14d.JPG
4e0f70e5-48d2-4224-b0c7-ce9936a9481d.JPG
a629c6d1-1519-4a44-b44a-b8a82effaaa6.JPG

 

43c39c71-cb46-4afd-b702-5b62a82b55e7.JPG
d0d0cc14-4352-465b-ac2a-afe1d60ca1a5.JPG
6d957900-caec-4c36-8c15-efaa66563992.JPG
3b66a571-6bbb-4357-bdbd-312004944e48.JPG
a465ab00-4b42-4778-9da6-df4b6b2a2ede.JPG

 

 

День российской науки на кафедре

Ежегодно 8 февраля учёные нашей страны отмечают свой профессиональный праздник - День российской науки. Традиционно в этот день в высших учебных заведениях проходят научные конференции и семинары. 

В рамках Дня науки 8 февраля 2024 года, в 14.15, в 18 ауд. на факультете филологии и межкультурной коммуникации, на базе кафедры романо-германской филологии и лингводидактики Бирского филиала Уфимского университета науки и технологий был организован и проведен научно-методический семинар «Страноведение и лингвострановедение англоязычных стран» с участием преподавателей иностранных языков, аспирантов, студентов старших курсов по профилю «Иностранный язык». 

В приветственном слове Хамидуллина Лидия Камиловна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой романо-германской филологии и лингводидактики Бирского филиала Уфимского университета науки и технологий остановилась на истории праздника. 8 февраля (по новому стилю), 28 февраля (по старому стилю) 1724 года Петром I была учреждена Российская академия наук. В 1925 году она была переименована в Академию наук СССР. Тогда День науки традиционно отмечали в третье воскресенье апреля. 7 июня 1999 года Указом президента Российской Федерации был установлен День российской науки с датой празднования 8 февраля. 

Сегодня российские учёные продолжают славные традиции, готовят учеников, создают условия для самореализации и развития талантов. В условиях высшего учебного заведения самореализация молодёжи осуществляется в научно-исследовательской деятельности студентов, аспирантов под руководством научных наставников. 

Далее слово было предоставлено молодым исследователям и их научным наставникам. С докладом выступили: 

1. Горшунов Юрий Владимирович, доктор филологических наук, профессор кафедры романо-германской филологии и лингводидактики Бирского филиала Уфимского университета науки и технологий. Тема выступления: «Прикладные аспекты изучения лингвострановедения».

2. Бобкова Елена Александровна, кандидат филологических наук, доцент кафедры романо-германской филологии и лингводидактики Бирского филиала Уфимского университета науки и технологий. Тема выступления: «Английская лингвистическая школа и лингвистическое профессиональное образование в Англии». 

3. Чиглинцева Татьяна Александровна, заместитель декана по учебной работе ФФиМК, ассистент кафедры романо-германской филологии и лингводидактики Бирского филиала Уфимского университета науки и технологий. Тема выступления: «Репрезентации концепта "богатство" в британской и русской лингвокультурах».

4. Валишина Ксения Евгеньевна, студент 5 курса ФФиМК Бирского филиала Уфимского университета науки и технологий. Тема выступления: «Английская народная сказка». 

5. Шайхутдинова Альмира Ильдаровна, студент 5 курса ФФиМК Бирского филиала Уфимского университета науки и технологий.  Тема выступления: «История и традиции английских Клубов Джентльменов». 

6. Самигулина Сабина Альбертовна, студент 5 курса ФФиМК Бирского филиала Уфимского университета науки и технологий. Тема выступления: «Невербальная коммуникация в контексте преподавания иностранных языков». 

7. Маникаева Алёна Геннадьевна, студент 5 курса ФФиМК Бирского филиала Уфимского университета науки и технологий. Тема выступления: «Национальные парки и заповедники Великобритании».

8. Хабирова Илюза Руслановна, студент 5 курса ФФиМК Бирского филиала Уфимского университета науки и технологий. Тема выступления: «Свадебные традиции в Австралии». 

В заключение было отмечено, что выступления соответствовали основной теме научно-методического семинара, отвечали требованиям новизны и актуальности выбранной автором темы, теоретической значимости, использования материала из опыта работы, аргументированности собственного мнения, владения профессиональной терминологией. Было высказано пожелание о том, чтобы научно-методический семинар, как одна из форм научно-методической работы, стал доброй традицией кафедры. Подводя итоги научно-методического семинара, молодым исследователям были вручены сертификаты, а их научным наставникам -  благодарственные письма.  

 

 

 

Сборник конференции кафедры РГФиЛ -2020

Сборник статей студентов "Студенческий альманах - 2022"

Кафедра входит в состав научно-методической школы факультета «Функциональный анализ языковых единиц разных уровней в аспектах семантики, прагматики и социокультурной специфики в лингвистике и практике преподавания иностранных языков» под руководством профессора Ю.В. Горшунова. Научно-методическая школа ставит перед собой следующие цели и задачи:

  • Изучение и описание функционирования языковых единиц разных уровней в аспектах семантики, прагматики, социокультурной специфики;
  • изучение, описание и систематизация отдельных пластов языковых единиц, являющихся составной частью лексико-грамматического минимума по изучаемым языкам, в школе и вузе;
  • изучение и обобщение передового опыта преподавания иностранных языков в школе и вузе;
  • разработка и внедрение эффективных методов и средств обучения на основе современных достижений лингвистики и педагогических технологий

Ежегодно преподаватели и студенты принимают участие в работе международных,  всероссийских и региональных конференций. По линии научно-методической школы ежегодно проходят научно-практические конференции различного уровня, выпускаются сборники научных трудов, оказывается научно-методическая, организационная помощь аспирантам и соискателям. Межвузовский сборник научных статей кафедры «структурно-семантические, когнитивные, прагматические и другие аспекты исследования единиц разных уровней. Современные проблемы лингводидактики» выходит со дня основания кафедры английской филологии в 2000 году и насчитывает 24 выпуска. Материалы сборников отражают широкий круг актуальных проблем лингвистики и лингводидактики и посвящены рассмотрению структурно-системных, семантических, прагматических, социокультурных и других аспектов языка и методических аспектов обучения иностранным языкам в русле научно-методической школы факультета ФиМК под руководством профессора Ю. В. Горшунова.

Команда студентов 3 курса иностранного отделения в составе Сайфутдиновой Луизы, Ивановой Анастасии, Нуримхаметовой Лианы под руководством преподавателей кафедры РГФиЛ доцента Бодулевой Аллы Ралифовны и старшего преподавателя Кудисовой Елены Андреевны приняла участие 4-5 апреля 2019 года в VI Всероссийской олимпиаде по иностранным языкам «Молодёжь-стратегический ресурс развития Российского общества» и заняла почетное 3 место в командном зачёте в секции «Английский язык» (общее количество участников 126 студентов и 27 школьников).  Студентка Сайфутдинова Луиза получила диплом 3 степени в личном зачёте.

На VIII Международной молодежной научно-практической конференции на иностранных языках "Современные тенденции мирового сотрудничества" было представлено более 60 докладов на английском языке, более 20 докладов на немецком языке, а также доклады на французском, китайском и русском как иностранном.

Студентка Сайфутдинова Луиза заняла 1 место в секции "Филология" и получила диплом за успешно представленный  доклад на английском языке.

Преподаватели Бодулева А.Р. и Кудисова Е.А. участвовали в работе жюри, оценивали групповые дискуссии секций английского языка и исследовательские работы на конференции.

   

 

   

Основные показатели по НИД за 2021 год:

Сотрудники кафедры опубликовали в общей сложности 55 научных публикаций, включая 32 статьи, включенные в РИНЦ, 7, включенных в перечень ВАК. Наиболее значимые публикации:
монография: Горшунов. Ю. В., Горшунова Е. Ю. Австралийский колорит рифмованного сленга. Бирск: БФ БашГУ, 2021. - 264 с.
учебно-методическое пособие: Бодулева А. Р., Газетдинова О. В., Кудисова Е. А. Практика устной и письменной речи: учебно-методическое пособие для студентов (направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Иностранный язык» («Английский язык»), 44.03.05 Педагогическое образование, профиль «Иностранный язык» («Английский язык», «Французский язык»). М.: Издательство «Перо», 2021. – 208 с.

В 2021 году Кафедра организовала и провела две научно-практические конференции. В сборнике кафедры за №26 «Структурно-семантические, когнитивные, прагматические и другие аспекты исследования единиц разных уровней. Современные проблемы лингводидактики: межвузовский сборник научных статей (Студенческий альманах). – Бирск: Бирский филиал БашГУ, 2021 представлены статьи студентов, отражающие результаты научно-методических исследований:
Галимзянова М. Р., Горшунов Ю. В. Национальная и социокультурная специфика сленга Австралии.
Глимнурова Э. Ф., Горшунов Ю. В. Коронавирус в контексте эвфемизации.
Безымянникова А.А., Бобкова Е.А. Обучение передаче аксиологических отношений в процессе формирования речевых умений на иностранном языке.
Гайнельянова А. А., Бобкова Е.А. Обучение передаче противительных отношений в формировании иноязычных речевых умений.
Иванова А. В. Роль учебных дискуссий в формировании коммуникативной компетенции старших школьников.
Нуримхаметова Л. К. Развитие творческих способностей учащихся на уроках английского языка при помощи квест-технологий.
Рогожникова А. Н., Бодулева А. Р. Лингводидактические основы проектирования речевых ситуаций в процессе овладения продуктивными речевыми умениями.
Сайпушева В.В., Горшунов Ю.В. Есть ли смысл в чтении адаптированной литературы? Советы начинающим.
Сайфутдинова Л. Р., Горшунов Ю. В. Способы использования политкорректной лексики в аутентичных текстах на уроках иностранного языка.
Сираева Э.Р., Горшунов Ю.В. Способы организации работы с пословицами и поговорками на уроках английского языка с целью формирования и развития социолингвистической компетенции (на примере УМК «SPOTLIGHT-8»)

В сборнике за №27 представлены материалы традиционной региональной научно-практической конференции, ежегодно проводимой кафедрой РГФиЛ: статьи 6 штатных преподавателей кафедры и 8 студентов. Материалы сборника отражают широкий круг актуальных проблем лингвистики и лингводидактики и посвящены рассмотрению структурно-системных, семантических, прагматических, социокультурных и других аспектов языка и методических аспектов обучения иностранным языкам в русле научно-методической школы факультета ФиМК под руководством профессора Ю. В. Горшунова.